Архангельское лето. Мезенская роспись

А началось всё с вот этих самых лошадок. У каждого в жизни есть любимые «пунктики», для меня один из таких — мезенская (палащельская) роспись.
Архаичный орнамент, пронизанный крестьянской жизнью и символами природы.

Конечно, прялки. Прялка — культовый предмет, который мужчины рода дарили своим женщинам. Придумка, изготовление и роспись – всё одними руками.
Не буду останавливаться на сакральном смысле каждого этапа прядения. Не буду говорить подробно про символы. Это долго и для большинства нудно.
В одной мезенской прялке затаился целый мир: быта, традиций, фольклора, верований. В росписи обязательно содержатся знаки растений, земли, неба, воды, стихий, много коловоротов.
Расположение символов – это отображения в одной плоскости яви, нави и прави.

Если заинтересуетесь, обязательно просите показать тыльную сторону прялки. Роспись на лицевой стороне придерживается канонов, а вот обратная сторона хранит жизненные события.
Самые заметные герои росписи – конь (или олень) и уточка. Есть несколько толкований их изображения. Самая распространённая версия отсылает к культу Солнца: конь (олень) возносит Солнце на небосвод, а уточка прячет на ночь в воду. А есть версия, где конь – это проводник между живыми и мёртвыми, между людьми и их предками. А ещё образ коня связывают с ящером. А ящер-мезенозавр обитал по берегам Мезени, откуда и взялось само название.
И вот тут начинается моё любимое – переплетения: можно играться со словами «конь» и «дракон», «ящер» и «пращур»; можно вспомнить шаманские сэргэ-коновязи, а можно обратиться к фольклору. Читая исследования на тему, вернулась к ещё с детства волнующей меня мысли: как так, народы — ну очень разные, быт, языки, все дела. А сказки одинаковые! Вы же читали «Сказки народов мира» (немалое собрание книг в коричневых (у меня) переплётах)? Место действия отличается, а суть и, зачастую, имена героев – один в один. А ведь в сказках, былинах и прочих преданиях скрыто очень многое. Но развивая эту мысль здесь, очевидно, уйду в мало кому интересные дебри.

Я бы ничего этого не знала, если бы не книга Наины Величко, для меня ставшая отправной точкой: «В русской фольклорной традиции образ коня связан и с птицей.
«Птица-тройка», «кони залётные», «словно лебеди саночки» и т.п. А птица опять же связана с душами умерших. И былинный крылатый Змей Горыныч потому и Горыныч, что «горний», то есть – «высокий», небесный, крылатый змей. Такие связи всего со всем утверждали единосущную идею бытия». В книге много материала по теме с интереснейшей подачей.
Не зря, ну не просто так предки наши что-то на прялочке вырисовывали. В каждом завитке, в каждой точке заложено действо.
У меня вообще много мыслей на эту тему и складывающихся воедино паззлов, но вам и за то, что это текст осилили, – спасибо. Я не ищу знаки, я переплетаю факты, уж больно любопытно выходит.

Проехать много километров, чтобы практически не встретить то, зачем едешь, — это полезно. Потому что попутно всё равно получаешь разного интересного. И завидую каждому музею, у которого стоит в углу заветная прялка.
Много других росписей есть на наших необъятных просторах. И, пока не вымерла эта подлинная красота, я буду её изучать.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *