Байкальский край. Сэрге

Сэрге — столб-символ для коновязи. Его нельзя разрушать намеренно. «Пока стоит сэрге — жива семья». Дерево жизни с тремя кольцевыми бороздками:
• верхняя — для коней тэнгриев;
• средняя — для коней людей;
• нижняя — для коней подземного мира.
Стоит сэрге — значит тут есть хозяин. Смекаете, откуда воодружение флагов пошло? Меняются эпохи, человеческая природа не меняется.
Я видела бурятские, тувинские, монгольские вариации на тему. Один из символов, к которому как-то сразу проникаюсь уважением.
Залаа — именно так называются эти разноцветные ленточки-полоски, привязываемые в священных местах. Здесь всё привычно иным религиям: привязывая ленточку, человек обращается с просьбой к эжину (дух-хозяин местности) или загадывает желание. Интересный факт: на полоске можно написать своё сокровенное, и, развеваясь по ветру, молитва будет посылаться духам даже в отсутствие просящего.
Ещё есть хадаки (не путать с белыми ходоками, туту тудудуту тудуду) — это уже из буддизма, разноцветные шарфы. Чисто в теории более широкие, чем ленточки. На практике, думаю, кто какого вероисповедания вяжет на столб, тот и называет по-своему. Назначение то же. Собственно, наглядный пример переплетения религий в одном регионе.

О вероисповедании местности:
в начале XVIII века в Забайкалье насильственно распространялся ламаизм, строились дацаны (храмы буддисткие), устраивались гонения на шаманов. Всё при поддержке царской власти, кстати.

Так на восточном берегу закрепилась «жёлтая вера» (ака буддизм). А на западном ф̶р̶о̶н̶т̶е̶ берегу без перемен — остался шаманизм.

Вы мне слепо на слово не верьте, я всё по книгам, публикациям да рассказам изучаю. Правда — ложь, да в ней намёк.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *