Северные присказки. Часть III Праздники

Рубрика «Хотите — верьте, хотите — нет».

Заговоры как родоначальники фольклора (считаются одной из самых древних разновидностей — это не я придумала). Как думаете, какие самые популярные?
Кто помоложе, сразу ошибётся — нет, не на суженого-ряженого. Жизнь, знаете ли, прозаичнее. И с годами приоритет нехило перевешивает в сторону здоровья.

Различали сглазы (это прилетевшее от завистников) и порчи (это уже посерьёзнее, от колдунов). Сглазы мог вылечить любой, кто заговор умел читать. А вот порчу снять — врождённое умение надобно, к знахарям обращались.
В северных границах так и не пришли к единому мнению: кто-то считает, что нельзя заговор рассказывать другому — силу свою потеряет; а кто-то и наоборот считал. Так и до наших дней сохранилось.
Топ оф зе топ заговоров — на детское здоровье. Раньше ведь как? Любая мама знала, что надо пошептать, чтобы ребёнку легче стало. На полном серьёзе. Например, в Мезéнском районе знания были так широко распространены, что даже само слово «знахарь» (или его аналоги) тут неизвестны. Зато известны «знатливые», кто порчу наслать может.
Примечательно, что на Мезéни и Пи́неге заговоры назывались «словами». Не отсюда родом, но в тему: слово — не воробей (и далее по тексту). Я вот сейчас только подумала, что ранее никогда не рассматривала эту пословицу с тз силы слова. Если мысли материальны, то слова тем паче.

Что бы ещё отметила: моё любимое — переплетение верований. Наших, ваших, их, тех. В заговорах вам и щука золотая, и окиян-море, и истинный Христ, и бабушка Соломонеюшка (а-а-а, чудо-то какое, а не имя!), и Бабарюха (туда же!), и царица водяная, и пресвятая Богородица — инквизиции на эти заговоры нет! При чтении не просто перечисляли, от чего надо избавиться, а конкретизировали, куда уйти должно: к гнилой колоде, в пуп морской и т.д. (включаем фантазию). Те заговоры, что поязычнее, были более инициативными: заговорщик или гл.герой сами изгоняли болезнь. А вот прохристианские возлагали надежду на силы небесные. А вместе, как мы знаем, получилось: на Бога надейся, а сам не плошай.
Аналогичные переплетения встречаются и в северных обрядах.

Вот чудесный пример на Троицу:

Троице поклон,
Богородице поклон,
Маленьким божкам
Всем по сапожкам.

Ещё я вижу очень интересные параллели с тем, что нынче учёные весьма активно исследуют: с эффектом плацебо. Почему предки знали, а мне в результате британские учёные доказывают? Ну куда опять всё подевалось.
Там следом ещё и веды всплывают…
А страсть любовную, кстати, тоже как болезнь рассматривали.

Полагаю, что в рядах читающих приверженцы самых разных конфессий могут быть. Своё мнение не навязываю- см. заголовок. Про себя аж мурлычу от всех этих чародейств.

И вот, кстати: ежели у кого бессонница и вы читаете этот пост в московском часовом поясе — вам к ночнице-переночнице-щекотурщице, исспросить «сну и спокою на тёмны ноченьки».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *