СЕВЕРНЫЕ ПРИСКАЗКИ. Часть VI ОРНАМЕНТЫ

А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер… почему-то 3-й день в голове засела. Да и фильм отличнейший (я про тот, что 1936-го года, чёрно-белый). Но рассказать хотела вообще не об этом.
Моя наилюбимейшая, интереснейшая мне тема – народные росписи и орнаменты. Я могу бесконечно смотреть на все эти завитки, чёрточки, узоры, завихрения и прочие атрибуты. Цветы меня не трогают, а вот цвета имеют значение. Тяготею к символизму и обережным мотивам. Во-первых, потому что они по-своему геометрически выверены и тем любы моему внутреннему эстету. Во-вторых, потому что они умеют говорить с теми, кто умеет их слышать.

Предваряя написанное ниже, отмечу, что на данный момент у меня нет сформированного мнения, а точно ли в орнаментах то, что нам книги да исследования говорят. Ведь если в каждой точке заложен смысл/функция, то, вырисовывая или вышивая каждый штрих, автор, по-моему, чокнуться должен. Да и других дел у наших предков было, чем такую бездну информации украшательного характера запомнить.
Тем не менее, до меня исследовано и описано: «В чём сила, брат?». И уж точно до меня доказано, сколько вышитых и расписанных предметов ранее в обиходе было.

На Севере распространено было браное ткачество. Это такое, когда есть фоновое полотно, а по нему контрастным цветом с лицевой или изнаночной стороны проходит узорная нить. У вас дома (или просто видели где) могут быть сохранившиеся белые полотенца с красными узорами. Самые распространённые элементы таких вышивок – ромб и свастика (она же коловрат). И подобная геометрия наблюдается так же в более южных и центральных российских областях. А ещё вышивали перевитью и тамбуром (по-каргопольски, мышиной тропкой). Расшивали одежду – в основном рубахи и сарафаны, головные уборы, передники, полотенца. Вышивать умела каждая крестьянка (ну, понятно, что не все поголовно), а вот золотым шитьём и низанием занимались избранные мастерицы.

Один из самых распространённых сюжетов – мировое дерево. На Севере он трансформировался в изображение богини-матери, в частности в Мезéни – во львов по сторонам дерева. И Русский Север не одинок:
шаманские деревья в Сибири, скандинавская мифология с Одином во главе, аналогичные мотивы у средиземноморских народов. Ещё излюбленными были птица пава (она же павлин; откуда взялась неперелётно-залётная на Севере, пока не разобралась), орлы и утки (утки достойны отдельного рассказа, у меня его ещё нет).

Я уже упоминала о том, что мезéнская роспись моя любимая. Пожалуй, она вообще самая нагруженная смыслом из всех известных росписей. И именно из-за неё я впервые оказалась на Севере, в Мезéни. Вот только росписи там не оказалось, надо искать немного восточнее. Ну, внимательный читатель понял, что на Север, который наш самый материковый Север, я ещё поеду. Вопрос времени и компании кого-то такого же одержимого (ибо поездки подобные, скажем так, нестандартные) или любящего мою компанию). И про прялки и мезéнские мотивы я ещё расскажу.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *