СЕВЕРНЫЕ ПРИСКАЗКИ. Часть VIII КУЛЬТ КОНЯ

Пришло время раскрыть зонтик с картинками, к которому я постепенно подбиралась.
И рассказать про культ коня, изображение которого стоит у истоков славянской культуры.

Надо признаться, что сначала был небесный олень (он же лось). А созвездие Большой Медведицы на русском Севере и вовсе называлось «Лосем» («Сохатым»). Это же название применял ещё целый ряд народов нашей необъятной. Менялись времена, смещались акценты культов. И перед нами является конь, которому предки доверили ежедневное возведение солнца на небосвод. Именно поэтому фигурка коня часто сопровождалась солярными знаками.

Конь – это всегда символ добра и лучший друг представителей нашей родословной.
К рождественским увеселениям Севера относилось ряжение в коня. Считалось, что конь может предсказать будущее и даже смерть.
Конь у славян (и не только) как Харон у греков – связь с навью, проводник в мир мёртвых, мир предков. Зачем туда вообще пути водить? Затем, что, по поверьям, предки помогают обеспечить обще окружающее благополучие, плодородие и достаток.
Фигурка коня – это оберег. Не зря конёк – главное украшение русских домов. И печной столб избы, бывший священным, исполнялся в форме конской головы и звался «коником».

Кроме того, широко распространены были игрушечные кони.
Уже не раз упомянутая мной мезенская роспись – прекрасный образец древнего наследия. Жили-были некто курыканы (Сибирь, привет!), VII-VII вв., Прибайкалье. Кочевали себе да коней разводили. И рисовали. Коняшек своих рисовали (есть такие шишкинские писаницы) – мускулистая грудь, длинное туловище, круто выгнутая шея, маленькая голова, тонкие ноги. Можно сказать, один в один мезенского коня рисовали, даже геометрия похожа. При этом часть сюжетов мезенских прялок перекликается с изображениями на шаманских бубнах. Вот такая вот петля народов во времени и пространстве. У Рыбакова хорошо: «Бессловесный язык народного изобразительного искусства оказался более памятливым, чем язык фольклора». Не прибавить.
В мезенской росписи встречаются красные и чёрные кони. Или чередующиеся, или на дыбах друг к другу. Это художественное выражение дуальности верования в добро и зло, корни которой, как подтверждают исследования, лежат аж в до н.э.

Древневосточное искусство повествует о битве чёрного и белого коней. В тюркском эпосе небесный конь превращается в птицу и звезду, становясь посредником между небом и землёй. В книгах, между делом, много труднопроизносимых названий разных древнющих народов и племён, объединённых общей сутью: тотемностью коня. Для индоевропейцев конь – это хтоническое существо, т.е. такое, которое олицетворяет мощь, связанную не только с тем, что от мира сего.

Вспомните известнейшее изображение всадника, поражающего змея. Всадник всегда на коне, белом или красном. Белый цвет указывает на потустороннюю природу (как Каспер). А вот красный – это олицетворение огненной природы. Подобная аллегория с огнём связана с тем, что у многих народов огонь возносит в мир мёртвых. Вообще эти три товарища (змей, всадник и конь) – тот ещё архаичный ребус, что впору зажмуриться.

p.s. А вы думали, ради чего я затеяла всю эту писанину?
Только клуб один в сердце навсегда!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *