Северные присказки. Часть IX Масленица на Руси

Как на масленой неделе в потолок блины летели.

С̶ы̶н̶о̶к̶, ̶ ̶т̶ы̶ ̶–̶ ̶г̶у̶г̶е̶н̶о̶т̶? ̶ ̶
А кто тут думает, что Масленица – это исключительно про «привет, весна!»? А блины – это солнышки на сковородке?

Ниже исследования и трактовки, весьма не новые, да видать не столь угодные для распространения.

Название «Масленица» появилось в XVI веке, но корни этого праздника-старожила уходят в языческие времена. Он неслучайно проводится на стыке февраля и марта, ведь именно в этот период зима начинает сдавать свои права весне. Календарь календарём, а природа определяет по-своему. Поэтому одно из названий Масленицы — «поползуха», потому что приходится она на разные числа: «Весну закликают, когда сходит снег и греет солнце».
По поверьям, празднование Масленицы помогало солнцу разогнать зимнюю метель и стужу. Множество источников указывает на связь Масленицы с днём Весеннего Равноденствия. После принятия христианства и по мере искоренения языческих традиций, Масленица стала предшествовать дню Равноденствия. Но в давние-предавние времена всё было ровно наоборот. В январе был праздник Коляда, за ним следовали Сороки и день Весеннего Равноденствия, а только после него проводилась Масленица и заклички Весны. Эти праздники были единым, сложно организованным, действом, начинённым обрядами и подчинённым годовому циклу. Если в Коляду Солнце только-только рождалось, то в Масленицу – законно вступало в свои права.

Для меня до сих пор загадка, как так вышло, что праздник этот уцелел со времён введения христианства. Если вам кто-то будет внушать, что гулялась Масленица людно да благочестиво, несильно поддавайтесь. Вот, например, описание празднования с отсылкой лет на триста назад: «Всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат… Ужасно слышать о том всякому христианину. […] Нынешний патриарх давно хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел. Однако же сократил его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до четырнадцати дней».

На западе и юго-западе России с масленичной недели начинали кликать или закликать весну. Весенние заклички состояли из нескольких этапов: обращение к весне, вопрос к весне, ответ весны. Тема возрождения и плодородия захватывает как природную сферу, так и социальную. Само сочетание «весна красна» давно устойчивое у многих восточнославянских ветвей, а «красный» носит положительный оттенок в разных областях проявления.

Весна красна, что ты нам принесла?
— детям — «по яичку», «по яблочку» (играть на улице);
— девушкам — «по рутвяному веночку», «по женишочку» (к замужеству);
— парням — «по коньку»;
— молодкам — «по намёточке»; «по дэтыноньке»;
— старикам — «по тенёчку».

Весна (она же Весняночка) приходит в сопровождении птиц, жаворонков или куликов:

Летел кулик из-за моря,
Принёс кулик 9 ключей —
Пустить росу, отмыкать весну,
Тепло летичко

Тут версии исследователей начинают путаться, т.к. путаны источники. Есть довольна устойчивая версия, что Масленица (в нашем понимании) праздновалась после 22 марта. А вот само Весеннее Равноденствие — это праздник «Сороки», когда сорок птиц прилетают в преддверии весны. Выпекали птичек-жаворонков, дети с ними на крыши или высокие места залезали и весну зазывали. В пределах России традиция почти не сохранилась. Во время Сорок нельзя было ничего крутить-вертеть, т.к. в эти дни прядётся судьба. Прилетает весенний жаворонок и кричит: «Кажи моты, кажи моты!» = «покажи пряжу».

Масленицу гуляли широкого и разгульно. Предпосылки подобного праздника хранит календарная история. До 1348 года на начало марта приходилось празднование Нового года, во время чего принято было безудержно наедаться (да-да, корни всё оттуда: «как Новый год встретишь»). Праздник видоизменился, а повод пожрать у народа так просто не отнять. Кто побогаче — начинали печь блины с понедельника, кто победнее — с четверга или пятницы (нынче-то блинные ингредиенты в каждом доме довольно легко сыскать).

Март = весна. А весна, ведь это что? Пробуждение. Пробуждение чего? Земли. А в земле кто? Предки лежат. И покровительствуют земледелию, способствуя урожайности.
Встреча весны и проводы зимы во время Масленицы — это теория убиваемого и воскресающего бога, выдвинутая Фрэзером (английский учёный). Такой подход широко распространён на древнем средиземноморском Востоке и в греко-римской античности. Зимой силы природы угасают и, чтобы их быстрее пробудить, надо сначала убить. А далее бог воскрес, и начался пир на весь мир. И всё бы хорошо в этом объяснении смены времён года, перехода природы из одного состояния в другое, если бы только не было столько обрядовых похорон в русских праздниках и того факта, что наш народ ликовал да веселился во время этих похорон, а не воскрешал кого бы то ни было.

Блины, господа, — еда поминальная. На Севере, например, их и под Рождество ели, так считалось, что умершие вместе с живущими трапезничают. В чём связь? Нет исторически доказанного ответа, есть лишь предположение, что мука, смешанная с водой и выплеснутая на горячие камни, — это одно из древнейших блюд, в силу архаичности получившее обрядовое значение.
Поминание — одна из частей Масленицы. Во многих областях первый блин посвящался предкам: где-то на слуховое окошко клали — «для душ родительских», а где нищим отдавали – «на помин усопших». В прощальный день — последний на масленичной неделе — просили прощения у близких и шли на кладбище, поклониться умершим рода и оставить блины на родных могилах.

Масленичное чучело — загадка посложнее. Одни считают, что чучело символизирует Зиму. Сжигание Зимы — это её конец. Всё бы ничего в этой версии, но обрядово чучело сначала встречают. Зачем встречать Зиму, чтобы сразу проводить?
Другие считают, что чучело — это Весна. Тут ровно обратное описанному выше. Встретили и сразу сожгли?
Нейтральное мнение, что чучело — это дух времени, когда Зима граничит с Весной. Ещё неясно, сдаст ли Зима права, вступит ли в них Весна. Чучело-Масленка — эдакая обманка, дух, который не может определиться, в какую ему сторону. Сжечь сомнения! (а где-то разорвать, или утопить, или закопать — ибо сжигали не везде).

На Руси Масленицу-куклу сначала встречали всей деревней, а затем провожали. Ряженая кукла – не божество, и вспоминают о ней только во время праздника. В ряде областей чучело накрывали пелёнкой, а кто-то из деревенских обязательно рядился попом. Т.е. Масленицу хоронили во время деревенских гуляний, а непосредственно «предавали смерти» (сжигали) на засеянном поле. Головешки из догоравшего костра разбрасывали по посевам. В русском фольклоре и зафиксированных обычаях довольно чётко и весьма неединично прослеживается взаимосвязь между культом покойников и культом растений.
На поле сжигали общедеревенскую куклу, но были ещё куколки у каждого дома. Сначала их сажали на конёк, а потом сжигали в печи или разбрасывали, разорвав, скоту. Суть едина — плодородия ради. Важно отметить, что Масленица — исключительно весёлый праздник, наполненный смехом, который усиливает плодородную мощь.

Ну и про «первый блин комом», вдруг кто не знает ещё этого широко известного факта сломанного телефона сквозь века. В дохристианские времена был праздник пробуждающегося после зимней спячки медведя – комоедица. История фиксирует празднование на территории современной Белоруссии. Медведь, он же «ком», олицетворял пробуждающуюся природу. Культ медведя – один из самых древних в мире, относится к ещё дошаманскому периоду, когда религия зарождалась как сущность. Охота на медведя – это ритуал, охотники ощущали связь с медвежьим родом. Идея добывания медведя со временем трансформировалась в идею его плодовитости. Ну, а современную трактовку лично я отношу к криворукости хозяек. Сама так приговариваю, чего уж скрывать.

Хотите пышные и румяные блины? Какая мука, сколько яиц, на воде или молоке, а может, на кефире? А соль-сахар класть? А масло в тесто добавляете? Это всё неважно! Записывайте беспроигрышный рецепт действий: ждёте, пока покажется месяц, идёте во двор и готовите опару из снега (не на снегу, а из — это важно). Возвращаетесь домой, ставите тесто, выглядываете в окошко и приговариваете: «Месяц, ты месяц, золотые твои рожки! Загляни в окошко, подуй на опару!». Ах, да, хозяйки: всё это проделываем втайне, домашние не должны видеть, как вы с опарами по снегу скачете. Не благодарите)

В общем, весна идёт, весне дорогу! и приятного аппетита.
p.s. это всё, конечно, не я придумала. Описанное – в меру вольное изложение/пересказ/перефраз собранного Именами в подобного рода исследованиях. Точки зрения есть разные, каждому, как водится, отзывается своё. Частично обобщаю, но факты не путаю, разве что плаваю в очерёдности изложения и недостаточной глубине отображения (что поправимо со временем).

По материалам:

  • «А мы Масленицу повстречали…», МУК «Централизованная библиотечная система города Вологды», сост. Жильцова Л.Ю.
  • «Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков», Чичеров В.И.
  • «Этнографические связи календарных песен», Агапкина Т.А.
  • «Народный быт и обряды», Сумцов Н.
  • «Языческий календарь. Миф, обряд, образ», Грашина М.Н., Васильев М.С.
  • «Фольклор и этнография Русского Севера», Путилов Б.Н., Чистов К.В.
  • «Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера», Соколова В.К.
  • «Русские аграрные праздники», Пропп В.Я.
  • «Этногенез и культура древнейших славян», Трубачёв О.Н.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *