ПИНЕЖСКИЕ ВОЛОДИНЫ

«Они же Пи́негу нашу подняли» (с) Пинежане.

Очередь купцов Володиных подошла. Едва ли найдётся другая семья, столь многое привнёсшая в экономическое и культурное развитие Пи́неги. Володины жили здесь в XIX – начале XX вв. Назовём их «градообразующей» семьёй. Ведь они и рабочие места создавали, и участвовали в организации грузовых и пассажирских перевозок по рекам Архангельской области, и строили – учебные заведения, церкви, налаживали торговлю да много чего другого.

Есть несколько версий появления фамилии Володиных в городе. Кто говорит, что первый представитель пинежских Володиных был разбогатевший крестьянин из деревни Вонги (это несколько километров от Пинеги). А кто говорит, что Володин – бежавший из Петербурга с капиталом строительного товарищества казначей, взявший себе северную фамилию. По рассказам потомков, всё же, первая версия. В 1674 г. в Вонге жил Фадей Володин – это первый носитель фамилии, до которого дотянулись корни. Его потомок – Иван Володин – в начале XIX века открыл на селе лавку, скопил капитал и в 1841 г. вступил в купечество (внимательный читатель заметит, как часто, но неторопливо на Севере 200 лет мелькает). Сыновья его – Егор, Михаил, Алексей и Павел – дело продолжили, открыв в 1882 г. Торговый дом «Е. М. А. и П. Братья Володины», в 1906 г. превратившийся в прибыльное товарищество. Устав товарищества был утверждён Николаем II. В нём значился перечень дел: хлебная, мануфактурная, бакалейная и прочая торговля.

Ранее как? Жители Пи́нежья жили натуральным хозяйством, охотой. Город, конечно, городом, но уклад деревенский. Володины вложились в строительство первых электростанций и лесозаводов в регионе. Их силами было налажено пароходство по Пи́неге, Кулою, Двине, Мезéни, Сухоне, Вычегде, Ваге, Вашке, Печоре и другим рекам Архангельской области. Да не просто налажено: «Они владели полностью транспортом по реке Пинеге, по Мезени, по Двине». Первый пароход был сконструирован пинежанами специально для мелководной реки, и прозван в народе «камбалой».
Купцам принадлежало несколько лавок и магазинов по всему району: оптово-розничный, мануфактурный, рыбный – в Пинеге, канатная и пивная лавки – здесь же, винные магазины в Пинеге и с. Карпогорское.
Школы в Пинеге и соседних деревнях были выстроены на их же средства.
Главным прибыльным делом был, пожалуй, лесопильный завод. Лес экспортировали в том числе в Англию. Лесозавод обеспечивал рабочими местами более 200 человек.

История сохранила сведения о том, как купцы относились к людям, работающим на них:
• заботились о них;
• выплачивали жалованье золотом;
• обеспечивали продуктами питания;
• давали выходные.
Откуда сведения? «Дед Некрасов рассказывал, с его слов говорю» — так по крупицам от пинежан и их потомков и собирали информацию.

Это у нас с вами сейчас трудовой кодекс, а раньше-то другие правила были. Честность, щедрость, доброта и справедливость – не так уж часто такой набор отзывов встречался о хозяевах. Хотя не спорим, много в России благородных семей было. Молва вторит, что Володины всех своих работников поимённо знали.
Да и прислуга под стать была. Хозяйке на заметку или как в доме Володиных новых горничных проверяли: мужчины в карты играли да как бы невзначай деньги «теряли». Честная горничная поутру все деньги соберёт и на карточный стол выложит, хозяйка-то с утра проверит, зная предысторию. Если не досчиталась – пиши пропало. Так вот случаев, чтобы горничная проверку не прошла, не сохранилось.


В Пинежском краеведческом музее стоят весы, показывая на которые, экскурсовод расскажет: «Даже ребёнок мог прийти в магазин к Володиным и потребовать, чтобы ему на копейку взвесили шоколадку да завернули поаккуратнее».

Хозяйство было большим:
• магазины и лавки;
• лесозавод;
• дом в Архангельске;
• паровая мельница в Пинеге;
• электрическая станция в Пинеге;
• дом со службами в Пинежском уезде;
• дом в с. Карпогорское;
• пароходы (26 штук), баржи (70 штук), караваны и инвентарь (что бы это ни значило);
• свайная пристань;
• судоверфь;
• пекарня;
• складские помещения;
• жилые дома.
Дела велись приказчиками, о которых так: «плох тот приказчик, который не умеет красть, но при этом принести прибыль хозяину».

А потом пришла советская власть, всё имущество братьев Володиных было национализировано. Кому из них за границы удалось уехать, а кому-то, говорят, милостыню пришлось просить. А ведь как могло повернуться? По завещанию Михаила Володина, дом с землёй должен был быть передан в «полную собственность Министерства народного просвещения, с тем, чтобы в этом доме навсегда помещалось училище этого ведомства». Часть сумм предназначалась на содержание Пинежского собора и церквей района: Вонгской, Пильегорской, Валдакурской. Но революция, господа, та самая революция. «Бабушка всегда говорила, что Володин платил золотом…, а советская власть пришла, и всё – ничего не стало. Вот так люди-то стали бедными».
Сейчас в доме купцов Володиных расположен Пинежский краеведческий музей (о котором ждите), а одна из улиц посёлка носит название «Володинский квартал».

Приезжайте в Пинегу (жить в Голубино остановитесь), загляните в музей – много интересного о жизни Володиных, экс-города да и региона в целом услышите. По Володинскому кварталу прогуляетесь, облик его переносит в те самые времена: так и представляешь, как братья с семьями тут прогуливались да планы разные мечтали.

По материалам:
•    «Рассказы жителей Пинеги о купцах Володиных: к вопросу о саморепрезентации региона в устной повествовательной традиции» А.В Худякова
•    «Пинега» А.Г. Данилова
•    По рассказам экскурсовода Пинежского краеведческого музея
•    По рассказам Е. Володиной «Жили на Пинеге Володины»
•    По материалам сайта «Пинежье» http://pinezhye.info
•    По материалам форума «На Севере» http://sanatatur.ru

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *