Про Пинежье (вводное)

Кто здесь был, и кто здесь будет…
От пещер – да в высоту!
Тот вовеки не забудет
Пинежскую красоту!
С. Григорьев

Как известно, Россия — страна большая и очень красивая. Много мест, достойных внимания; много людей, достойных восхищения. Много сёл и деревень, всё ещё самобытных, таких отличных от мегаполиса. Сегодня я хочу рассказать про Пи́нежье, что на Севере нашем, в Архангельской области.

В старину северные земли называли «полунощными». Слыли они далёкими и промыслово богатыми. Как говорили новгородцы, плывя по Ледовитому океану, видели рай, скрытый за северными горами, где из огромной тучи падают «оленци мали» и, подросши, расходятся по земле.
Добраться туда сквозь дремучие леса, болота и реки было нелегко.

(И вот тут вспоминается нынешний июнь, когда дорогу до Пи́неги перелило, и добраться можно было только по технологической трассе. Технологическая трасса – это дорога, по которой ходят лесовозы. По ней официально запрещены организованные перевозки людей. Своим ходом – пожалуйста.)

В старину (или, точнее, древности?) добирались через озёра – Ладожское и Онежское, а далее по рекам, в том числе, через Пи́негу. Суда частенько приходилось перетаскивать волоком, так между Пи́негой и Куло́ем возник Волок Пинежский, судьбу которого я, со всей любовью, далее и прослежу. Немного топонимики. Почему «Волок»? Самая распространённая версия: суда между реками волокли. Иных пока не касаюсь, но, как встречу, обязательно вам расскажу (всё просто: если автор этих строк будет изучать и сводить несколько источников и архивов одновременно, то текст не напишется ещё, ой, как долго. А этого нельзя допустить!). ⠀

Итак, Волок. Всё, что к востоку от Северной Двины – Заволочье (т.е. за волоком). И тут самое время органично познакомиться с местным, до русским, населением – чудью заволочской. То ли из-за названия своего, то ли, поди разбери, из-за чего, но видится чудь небольшой, аккуратной, эдакими медвежатами с балалаечками. Но, нет. Русских били знатно, и понять их, через века, можно: всё-таки, это наши предки на них мало того, что мечом, так ещё и крестом пошли. Чудь исчезла, но оставила свой след на географической карте местности. В том числе бытует версия происхождения названия «Пинега»: одно из чудских племён – пинь – жило в низовьях реки.
Шли на Север новгородские дружины, шли московские да не отставали ростовские. Вслед за ними шёл простой люд и священнослужители. ⠀

Далее обобщу, ибо, признаться, плыву немного во всей нашей доблестной истории. Представляете, что разные дружины делают на одной территории. Нет, не дружат. Правильно, делят эту территорию. С 1471 года власть больше не менялась: победу одержали московские князья (по тем временам, кстати, сказать, что «Москва, всё понятно» было бы несправедливо) Следующие 300 лет, видимо, люди просто жили, т.к. источники на тему ограничиваются информацией «Пинегой и Мезенью управляло Кеврольское воеводство» (вот тут прям всё ясно на этом, ага). Пока в 1780 году, указом Екатерины II, не был образован Пинежский уезд, а Пинега стала городом. И была им следующие северные неторопливые 200+ лет.

Во времена не столь давние Пи́нега была крупным торговым и ярмарочным центром. Дважды в год – в марте и декабре – центральная улица города (тогда Троицкая, сейчас Первомайская) заполнялась людьми. Пинежане везли рябчиков, с Мезе́ни везли рыбу. Приезжали ненцы с оленьими шкурами, мясом. Ярмарка – место встречи, обмен новостями и, конечно же, возможность заработать. Предприимчивые пинежане не упускали эту возможность. Зимой женщины открывали окна и прямо из них торговали горячим чаем (время-то холодное). Мужчины оказались ещё смекалистее (хотя история умалчивает, может быть, жена кому подсказала?) Угадайте, что продавали? Долго гадать будете. Водой. А что? Конные обозы шли большие, лошадей поить надо. Пинежане прорубали в реке прорубь и продавали самую обычную речную воду.
За то и получили прозвище «водохлёбы».

На ряде домов в Пинеге висят красные звёзды. Это возрождение забытой традиции, которая была распространена на Севере после 1945 г. Ныне это акция «Дом со звездой» — инициатива регионального центра патриотического воспитания Архангельской области «Патриот».

• чёрная кайма — вернулся из армии, умер после войны;
• чёрный закрашенный сектор — пришла похоронка.

Если кто поможет дополнить информацию, пишите.

Придержим громкие слова, за нас уже сказало прошлое: «Товарищи, боритесь за посёлок высокой культуры!» Годы идут, а фраза не теряет актуальности. Кроме нас некому.

Полюбуемся на посёлок с высоты птицы-дрона полёта.

И напоминаю, что не претендую на энциклопедичность подаваемой информации. Пытаться уличить в искажении фактов бесполезно –лишь рада буду, если вы подключитесь и дополните историю края. А если не знаете историю, то приезжайте в Пинежский краеведческий музей, тут вам всё по порядку и обстоятельно расскажут. В этом году, 15 мая, музею исполнилось 55 лет. Он был создан по инициативе учителя Пинежской средней школы – Василия Ивановича Стирманова. Поначалу музей наполнялся людьми-энтузиастами. Сейчас в фондах хранится более 15 тысяч экспонатов.

В Музее несколько небольших, но очень содержательных залов, рассказывающих о крестьянском быте, об истории города Пи́нега и купцах Володиных, о литературном Пинежье, о флоре и фауне местных лесов. Отдельные залы посвящены Великой отечественной войне и политическим репрессиям.

Ах, да! Всем, кому не хватает часов в сутках: решение найдено! Север, Архангельская область. На фото — ночь.

По материалам:
•    «Пинега», А.Г. Данилова
•    По рассказам экскурсовода Пинежского краеведческого музея
•    «По берегам Пинеги и Мезени», М.И. Мильчик

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *