ЗАГОВОРЧИКИ В СТРОЮ!

Среди фольклористов и этнографов Пинежье славится не только как природный заповедник, но и как кладезь сохранившейся информации о традиционных формах народного быта и культуры. Наиболее известны пинежские сказки и песни. Однако есть и входящая в число любимых мною тема заговоров (не пугайтесь: не надо путать заговоры с наговорами и сглазами, это совсем разные вещи). Сразу разрушая стереотипы. Заговоры — это не есть язычество! Отголоски, возможно.

Я бы сформулировала так: заговор – это молитва природе и существам, в которых верил (и верит) народ. Очень и очень многие тексты – это народные молитвы Иисусу Христу, Богу, Деве Марии. Самое обобщённое начало заговоров: «(в)стану я благославясь, выйду перекрестясь». А вот обережный вариант: «Округ нашего двора стоит каменна гора. В нашей избушке четыре уголка, в каждом уголку по святому ангелку, на серёдке стоит сам Иисус Христос, кадит небо и землю, всю нашу семью, восток и запад святым духом заперт, аминем запечатан».

Собрать информацию по заговорам – это самый настоящий квест. Люди же не стоят и не рассказывают на каждом углу такие сакральные знания. Тем более, что обстановка у нас в стране ну совсем не располагала: сначала все очень верили в Бога – какие уж тут заговоры, дабы в еретики не записали; потом советская власть – тут тем более не стоило высовываться. Сейчас, думаете, время пришло? Как же, церковь вновь усилилась против язычества. Хотя, повторюсь, данный жанр – это не язычество в чистом виде. Заговоры переплелись с православием. Кто бы какой религии не придерживался – смиритесь, это факт не исключить. Он есть, он жив, он рабочий.

Заговоры касались всех сфер человеческой жизни, начиная от рождения и до смерти. Заговоры адресовались земле и обитателям, нелегко доступным человеческому взгляду. Вера в существование домовых, леших и прочих существ перекликается с шаманизмом, в котором есть знание о том, что на земле живут существа, отличные от человека. Человек их не видит не потому, что они какие-то мифические, а потому, что они невидимы в рамках зоны восприятия человеческими органами: они живут и движутся в другом ритме, не человеческом, поэтому глазами их не увидеть, носом не учуять. Но это не значит, что их нет.

Заговор всегда касается кого-то конкретного, содержит описание проблемы и решение этой проблемы.

Заговоры обязательно сопровождаются ритуальными (назову так, чтобы было понятнее) действиями, силы одних слов недостаточно. То, что сильно в русских деревнях. Было точно, а вот как сейчас дело обстоит, говорить не возьмусь.
Хранители и носители подобных знаний — женщины. Раньше как: в детстве-то, конечно, никаких заговоров. Да и в юности не до них. А вот после замужества — самое время. Сложно в двух словах рассказать о важности смены социальных статусов в русской деревне. Я только начала изучать эту тему, и она для меня поразительно нова всей заложенной идеей. Если совсем коротко, то всё шло своим чередом с принятием определённой (и на каждом уровне новой) доли ответственности и обязанностей. Вот, например, свекровь (обычно она же в роли большухи) обучала молодую жену (молодку) всему: от ведения хозяйства до ухода за детьми. А тут и заговорам самое время научиться, чтобы дела ладнее спорились да домашние здоровы были. То зуб у кого заболит, то ребёнок не спит, то корова молоко не даёт… Ну, особенно женщины поняли. Тут без помощи извне не выстоять.

Далее мне хочется привести ряд заговоров, которые показались наиболее интересными мне.
Целый пласт посвящён здоровью ребёнка. И это не случайность. Ребёнок – новичок в этом мире, а мать его защищает. В сглаз-то сколько народу верит! Откройте инстаграм молодых мамочек, через одну, если не чаще, у ребёнка лицо закрыто. Что это – навязанное старшими родственниками или интуитивно зашитое генетически? И ведь небезосновательно. Сглаз – это не порча. Он может быть даже не преднамеренным. Кто-то позавидовал, сам зла не желая, однако вышло.

К разновидности сглаза можно отнести озык или оговор. Читаем внимательно и следим за своей речью! Оказывается:
• «Озык, дак вот там обойкаешь, и он (ребёнок) потом беспокоиться, плакат все».
• — «…ойкать: «ой, ой, ой». Это слово считается плохим. Я это не от одной бабульки слышала, что если ойкаешь – ой, ой, ой, ой! – какое-то недобро оно несёт, что именно – не говорит, не объясняет.
— …То есть когда говорят: «Ой, детки, ой!» — вот это как бы нехорошо?
— Считается, что нехорошо.
Сказанный неискренне комплимент тоже может сглазить. А ещё есть понятие «худой язык»: если вы отмечали за кем-то, что, что ни скажи человек (обычно в стиле «да ничего хорошего не выйдет»), всё так и выходит, – оно. Если за собой замечаете часто – учитесь этим управлять, господа хорошие.

Вот и родилось:
С гоголя вода,
С гоголюшки вода,
С раба Божия младёнышка
Вся худоба.
(или)
С гоголя вода,
С гоголихи вода,
На раба Божия (имя) вся легота.

Примечательно, что большая часть заговоров как бы говорит о том, что больной ребёнок не нужен: или здоровый, или схоронить.
«Мать сыра земля! Или здоровья дай, или к себе принимай!»
«Дедушка земляной, младенцу Николаю здоровья давай или к себе прибирай!»

А вот чтобы ребёнок не мёрз (очень так по северному получилось, по-моему)
«Терпи нужу, терпи стужу, терпи и пляшущий мороз». Обратите внимание на эпитет «пляшущий» в отношении мороза. Как точно передано, ну!

А вдруг переезд? Вещи уже собраны и погружены, и генеральная ревизия проведена. «Кевин!» (с) Правильно, не забудьте домового взять: «Дедушка-домовеюшко (он же дедушко-домовидушко, дедушко-доможирушко, дедушко-доманушко), пойдём с нами в новый дом. Мы переезжаем и тебя не оставляем».

Есть вовсе изумительные: ̶з̶у̶б̶ ̶з̶а̶ ̶з̶у̶б̶ клин клином. Болит зуб? Быстренько зуб умершего животного достали (лошади или собаки, например), челюсть свою им потёрли, «зубы вы, зубы! дайте вы, зубы, здоровья моим зубам, а я вас земле предам» сказали. Ну, как? Рукой сняло ж.

А привороты я вам не расскажу. Нечего баловаться да ретивые сердца баламутить.

По материалам:
• «Заговоры и заклинания Пинежья», с. Карпогоры, 1994 год (Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова, Пинежский районный отдел по культуре и искусству).
• «Мир русской деревенской женщины. Традиция, трансгрессия, компромисс», Олсон Л., Адоньева С.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *