CHERCHEZ la FEMME — часть I

этот текст я пишу с июля прошлого года (равно как ещё один). возможно, ему поможет, если он будет появляться частями. возможно, какие-то блоки я буду переписывать впоследствии. а возможно, вообще не допишу. а возможно, всю жизнь писать буду. лонгрид, равно как и лонграйтинг. и возможно, один из самых личных текстов, написанных мною.

давно хотела засесть за работы Светланы Адоньевой, касающиеся мира русской деревенской женщины. а получилось изучение целого ряда книг, касающихся исследований на предмет женской роли в семье и обществе. там столько нового для меня оказалось. я живу, преимущественно, в женском мире, и думала, что знаю многое, а оказалось, что многое я не знаю.  так выходит, что именно сейчас мой круг общения чрезвычайно широк. и со мной рядом немалое количество женщин разных возрастов (но, что примечательно, преимущественно старше меня). они (женщины) у меня, в основном, потрясающе мудрые. я с удовольствием черпаю у них знания и прислушиваюсь к их взглядам на ситуацию. не играли бы внутри отголоски эмоциональной молодости – от зажила бы, прислушавшись!

у меня на данный момент нет собственного уверенного мнения, а действительно ли есть мужской и женский миры со своими правилами и нормами поведения. я – коренной житель мегаполиса, у меня с детства в голове его стандарты, настолько далёкие от деревенских, что слово «отличающиеся» тут мало применимо. могла бы написать, что я самый настоящий независимый эгоист, но, по-честному будет признать, что всё же нечто, застрявшее на пути к этому определению. и пусть меня закидают тапками сильные независимые женщины, но одно я наблюдаю точно: те из нас, дорогие мои, кто придерживается (внутри, а не потому, что «надо») канонов женского поведения и женских практик – у тех глаза горят счастливее. я за саморазвитие, за родственность душ, но независимость их друг от друга. а иногда так охота, чтобы чортова эмансипация вспять повернула. если бы только время не извращало гендерные роли. везде есть исключения, безусловно. однако, обобщая, даже самая деятельная из всех деятельных бизнес-вумен в моём окружении с удовольствием занималась бы этим (бизнесом) только для души или вообще занималась бы для души чем-то другим. последнее время, мне кажется, женщины как-то особенно отчаянно пытаются понять мужчин. точнее, научиться-таки взаимодействовать с ними: как будто что-то прежнее, хорошо известное, было забыто, и сейчас надо заново учиться. вот бы ещё мужчины так же рьяно кинулись понимать женщин. какая жизнь бы началась, а, девочки? оставлю эти размышления посланием себе сорокалетней, интересно будет.

короче, я ищу мысленную подпитку не в современных «как удачно выйти замуж», а в исследованиях прошлого, во взаимоотношениях и ролях, вшитых в генетическую память. моё интуитивное понимание говорит о том, что все паттерны, в которых я живу сейчас, во мне давным-давно, все ответы есть в моём собственном теле. какие-то наглухо запрятаны, потому что им не место в современном мире. я хочу выстроить их в нужном мне порядке и приоритетности, подкрутить, настроить, наладить под себя. вытащить исконное и жить спокойно.

в наше время, когда утеряна связь поколений (а в большинстве случаев это именно так), складывается порочное мировосприятие: социальные роли извращаются, взаимоотношения между полами вывернуты, человек человеку должен. иными словами, как метко сказала моя коллега, мы живём в социальном мире, в котором противоречим своим архетипам.

надеюсь, я не доживу до того времени, когда станет повсеместно естественным, что женщина всё делает сама, ментально наравне с мужчинами. что попытка оплатить счёт в ресторане, всеми приравнивается к мужской потребности непременно подтвердить своё мужество и оскорбляет женщину, а придержанная дверь — унижает женское существо. равно как надеюсь, что не доживу до того, что вокруг меня все мужчины будут зашуганы женскими истериками на тему их неуважения. а хотя, такое время и не настанет: в этой жизни будет хотя бы один бунтарь — я.

я не за равноправие мужчины и женщины — вот уж от лукавого. я за личность и её развитие вкупе со взаимным уважением и поддержкой.

витающие сейчас в воздухе темы родовых теорий и расстановок и моя вера в генетическую память побуждают изучать больше и больше информации о жизни, укладе, обычаях, мировосприятии женщин, живших задолго до меня. мне интересно находить между строк что-то интуитивно знакомое, поражаться тому, что между мной и описанным лежат столетия, но вместе с тем женская сущность несильно изменилась. лично у меня в голове не находилось состыковки тому, тщательно культивируемому, мнению, что женщины испокон веков (а это сотни тысяч лет) были бесправны, а потом, бац, им в голову втемяшилось, что хватит это терпеть, дорогу эмансипации. и вот тут-то началось. плохо вы знаете женщин, господа хорошие, если в такое поверить готовы. почему я вообще в эту тему подалась? столько вопросов к самой себе накопилось, что невольно за ответами идёшь. а начинаешь читать – так шах и мат многим пропагандам.

началось всё с книги «Традиция, трансгрессия, компромисс. Миры русской деревенской женщины». экспедиционные работы группы антропологов велись на протяжении 30 лет. этого достаточно, чтобы накопить данные и сделать выводы. собеседниц было много, и всех не перечислить. но традиционно отмечу (ибо не могу не акцентировать внимание на том, что относится к Северу), что поимённо в предисловии к книге Светлана Адоньева выделяет жительниц Вологодской и Архангельской областей. под «миром» понимается социальное пространство, в котором живёт и действует женщина.

работа уникальная, на мой взгляд: поиски женщины, в том числе, через фольклор. дело в том, что до 1980-х годов женское участие в фольклоре детально не описывалось. т.е. да, вот они, женщины – хранительницы патриархального наследия, но их собственного голоса в этом всём не слышно. важная ремарка: авторы исследования не претендуют на распространение выводов на всех-всех женщин, равно как не исключают какие-то модели поведения и мужчинами.

а вот что особенно мне в книге понравилось: «заданные сюжеты и сценарии обеспечены культурой, но человек избирает и интерпретирует их, исходя из собственной мотивации».

какой обычно видят русскую женщину? подчинённой патриархальной системе, покорной, но вместе с тем сильнейшей, когда необходимо защитить страну. бытует укоренившееся мнение о бесправии женщин, потому что во многих ситуациях они, что называется, не высовывались. есть общеизвестное: женщина – хранительница домашнего очага. но мало кто задумывался, что женщина – хранительница доминирующего знания (быта, жизни, природы, событий – да чего угодно). были (а может, и сейчас есть?) свои правила поведения, соответствующие каждому возрасту. они копились и передавались следующим поколениям.

я, забегая вперёд, проспойлерю: собранные данные показали, что женщины русских деревень, даже в период ярко выраженного патриархата, не чувствовали себя жертвами. жаловались на мужчин, не без того, но, жалуясь, рассказывали, как они справились с той или иной ситуацией. женскими практиками, своими социальными отношениями. и всё это получалось именно потому, что женщина – женщина. в книге так филигранно выверены некоторые формулировки, что даже не буду пытаться шлифануть их по-своему. привожу дословно. «мужчины и женщины […] обитают в разных физических пространствах и выполняют разные функции в экономике семьи». а народная пословица гласит: «крестьянин не чёрт в лесу и не хозяин в дому». это про то, что у мужчин в деревне свои дела, а женщина ведёт хозяйство и дом. вдумывались, сколько в это «ведёт» вложено? интересная вещь, с которой столкнулись исследователи: опрошенные поколения женщин, по большей части, не считали себя угнетёнными или неравными, несмотря на стереотип о гендерном превосходстве мужчин. «для этих женщин гендерное неравенство если и существует, то состоит в том, что женщины гораздо лучше справляются и с работой, и с руководством – как дома, так и вне дома».

TBC

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *