Cherchez la femme — часть IV

Внимательный и знакомый с психотерапией читатель обязательно заметит вот что. В исследовательских материалах содержатся объяснения многим социальным паттернам поведения, цветущим и пахнущим и в наше время. Классический пример «по одёжке встречают». Женский наряд отчасти выполнял роль прославления рода. Нарядившись на праздник, девушки оценивались женщинами постарше – а именно по наряду давали оценку всему: от достатка и воспитания до личных умений и качеств девушки. Как тут быть самой собой? Парни и мужчины тоже оценивали, только вот, думается мне, несколько с иной точки зрения. Хороводы те с целями былыми давно канули в лету, а мы так и застряли в матрицах.

Или, вот, говорят, замуж дочерей отдавали, не спрашивая. Это миф, спрашивали. В фольклоре XVII века впервые звучит право женщины выбирать мужчину. А там, где не спрашивали, но выдать/женить надо было, зачастую, советовались со старшими в роду или уже замужними женщинами. Замуж выходили повально, иное не приветствовалось. Худо ли, любо ли – жизненное, важен сам статус. Есть такой термин «вековуша» — она же незамужняя дева, коннотации которого негативны. Ведь не замужними оставались только физические или моральные уроды (моим незамужним подругам на заметку).

В Древней Руси любви не было. Ладно, не пугайтесь, была. Но под словом «любовь» подразумевались привязанность, мир и лад. Согласие в семье совсем не было равно современной трактовке слова «любовь». Возможно, те из вас, кто давно в отношениях, сейчас и призадумается: а вот что для вас любовь? В своём тексте я отделяю то самое воспеваемое буйное чувство от чего-то иного, не столь страстного.

Замуж выходили и во второй, и далее разы. Как? А вот так: брали и выходили. Церковь не приветствовала, разумеется, но вовсе не церковью единой жизнь человеческая идёт. А вот что осуждалось, так это неравные браки (имеется в виду сословное/религиозное неравенство). Но тут всё просто и применимо и по сей день: воспитанные по-разному, впитавшие разные взгляды на мир, двое с трудом уживаются вместе. Это факт, который не требует особых доказательств. Исключения есть везде – помним, любим – но их мало. В литературных источниках негативное отношение к мезальянсам встречается только после XVII века.

В том же XVII веке (и ранее, и после) девочек активно выдавали замуж в 8-13 лет, т.е. в 13-14 они уже рожали. И вот тут я теряюсь, что думать. По современным меркам – это рано, это слишком рано даже для суперустойчивой психики. А тогда как переживали? Как откладывалось то, что ещё и муж мог быть а) не по любви б) старый. В аристократических кругах подобное встречалось сплошь и рядом. Сколько их было, таких девочек? Сильно ли это повлияло на нас вами, женщины XXI века? Я не знаю ответы на эти вопросы, но задаюсь ими.

Издавна брак – это исключительно гражданская сделка. На это указывают ну абсолютно все архивные источники. Союз двух людей – это, прежде всего, укрепление материального положения, родство дворов, так сказать. А по любви ли али нет – дело вторичное. Поясню, чтобы не было недопонимания моего вывода: разговоры о том, что мужчина не женится, значит, не любит – фигня надуманная (в каком времени возникшая – не берусь сказать).

Разводились, кстати, тоже «по сделке»: или если детей не было, или в случае, когда муж не мог семью содержать (но это века до XIII), или в случае пострига одного из супругов. Ну и из-за измены. Причём женщина была вправе подать на развод, если у мужа дети от другой женщины пошли, а мужчина, едва заподозрив факт излишнего расположения к другому со стороны жены.

Исторически «розженидьбы» по прошению с женской стороны засвидетельствованы единичными и лишь в XVIII веке. А общество как относилось? А что общество, общество терпело.

Ещё из интересного (или доверяй, но проверяй). В ряде источников встречается упоминание того, что девушки должны блюсти честь до замужества, что общественное мнение порицало детей до брака.  Однако исследования «в полях» показывают ровно обратное: почти все женщины не осуждают подобное, было и было. Ну, нарицание «выблядок», конечно, положительным не назвать. Но не забывайте, что слово-то – ну очень деревенское. А в деревнях всё метко зовут и по сей день. Там масок нет, там всё проще и на виду. Потому и «выблядок», а кто ж ещё? Никакой отрицательной коннотации.

Опрошенные женщины спокойно рассказывают:
– А нам говорили, что как-то спрашивали вот на второй день свадьбы, мол, у жениха: «Лед ломал или грязь топтал?»
– Ага, да, спрашивали, дак ведь не хотел жених смеяться над своей женой, дак.
– А что это значит?
– Чего?
– Ну, лед ломал или грязь топтал?
– А грязь топтал, дак уж это, нечестная была, лед ломал, дак честная была. Вот так.
– И что он отвечал?
– А чего отвечал? «Не ваше дело, не ваше дело. Женился, буду жить». И все.
– А если честная?
– А я не знаю, уж честная, чего он скажет. Если уж которая, он не давал в обиду, все равно же. Женился. Дак и живи. 
– А если ребёнок внебрачный?
– Вот самое интересное, что и до нас были, и после нас были, а вот в моё поколение – ни одного человека. Все такие честные мы были, девки… Да, почему-то вот так было. Ну вот ни одного! Как это вот так было нам втолочь в голову, что это позор.
– Позор? А предыдущие поколения?
– А вот там были. Ну, как это, девочки, вот в нашей деревне это семейная традиция: уже в какой семье завелось – дак так оно идёт. Не буду уж пальцем показывать.
– И называли «выблядок»?
– Да.
– А вот как к нему относились? Потом же рос, взрослел…
– Так выблядок – дак выблядок. Прозвище всё равно было. Потом, после войны, знаете, сколько выблядков было?
– После войны?
– Да, конечно. Остались вдовы в 20 да в 22 года, дак чего вы хотите? Конечно, понарожено было. 49-й, 47-й, 48-й год – знаете, сколько?
– Это вот эти годы рождения?
– Да-да-да. До 50-го. Они же молодые все были женщины. Я вот, например, дак нисколечко их не осуждаю, что они родили там по ребёнку. Причём от двух мужиков по всей деревне. Все дети были похожи. И сейчас похожи друг на друга.

TBC

часть I тут: https://goo.gl/XvfrXo
часть II тут: https://goo.gl/wKi9wA
часть III тут: goo.gl/1ANm6L

По материалам:

● «Традиция, трансгрессия, компромисс. Миры русской деревенской женщины», Адоньева С.Б., Олсон Л.
● «Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии: невеста, жена, любовница», Пушкарёва Н.
● «Этнические стереотипы мужского и женского поведения», под редакцией Байбурина А.К., Кон И.С.
●»Сказания русского народа о семейной жизни своих предков», Сахаров И.
● «Русские девушки», Шангина И.
● «Половозрастные статусы в устной речи и социальной практике», Адоньева С.Б.
● «Русские: семейный и общественный быт», под редакцией Громыко М.М., Листова Т.А.
● «Женщина в древнем мире», Вардиман Е.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *