ЛЮДИ ПИНЕЖЬЯ МОИМИ ГЛАЗАМИ. САМОРОДОК ИЗ ОКАТОВО

больше года я пыталась приступить к этому тексту. смотрела на распечатки бесед. брала с собой в метро, засыпала с мыслью, что, вот, завтра — обязательно. на днях у меня была длинная дорога, и, как мне видится, текст сложился. уверена, что и годы спустя, он будет для меня одним из самых прожитых, важных.
я мечтаю найти время и побольше писать о людях, которых встречаю. но, оказывается, так сложно рассказать о человеке, которого я знаю, а читатели — нет.

для меня все поездки формируют люди, которые были рядом или с которыми познакомилась на месте. в памяти остаётся именно ощущение от людей, к ним же я и возвращаюсь.

сегодня я расскажу про Андрея Александровича Макарова. про него не написано книг, нет какой-то особой информации в Интернете. с самого первого приезда в Пинегу я постоянно слышала: «а там Макаров выступает», «а вот макаровский увалень!», «Маша, тебе надо пообщаться с Макаровым!» и т.д. я сначала вовсе не понимала, о ком идёт речь, а потом мы познакомились и пообщались. Андрей Александрович — один из редких в своём деле, настоящий последний из могикан: самобытный блюститель русского фольклора, точнее, он сам — ходячий фольклор, кладезь знаний и умений, прирождённый артист.

«ЗАРЕЧНЫЙ Я»

Андрей Макаров родом из деревни Окáтово, расположенной в 30 км от Пи́неги. «заречный, я», как сказал он сам о себе.

жизнь учил не по учебникам, а по наитию. его интересовало всё: пробовал вязать, доить корову, водить трактор и пр. но главным увлечением всей жизни был фольклор, интерес к которому и к традиционной культуре зародился с детства. тогда основным кругом общения Макарова были деревенские бабушки, у них он перенимал знания, впитывал правильность звучания песен, отсюда же его, заложенный природой, но отшлифованный деревней, юмор. кроме того, учился петь у своих мамы и деда.

«помню, в школе учился, у меня две бабки было: по соседству бабка жила, а там у бабки сестра была. и у бабкиной сестры были старинные костюмы. и вот мне очень было интересно к ней спóлзать там в сундуке, а она мне не давала. я её разными путями уговаривал»

работал заведующим Заозерским сельским клубом, затем ушёл в армию, а как вернулся — руководство отправило его в Пинегу: «поезжай завтра же!», он, совсем юный мальчишка, поехал и в 1997 г. стал работником Пинежского киноконцертного комплекса1. за все задачи брался просто: 5 минут посидит, подумает, да и сделает. присущие ему упёртость и упрямство сами вели к достижению цели.

в 2001 г. Макаров возглавил Пинежский хор ветеранов, став, одновременно, и его руководителем, и концертмейстером. представляете, молодой парень получает под своё руководство и обучение пожилых людей? поначалу испугался, конечно, тем более, что надо было и петь, и играть одновременно, а опыта такого не было, а участники хора — все в возрасте, все со своими устоявшимися взглядами на жизнь. но ничего, привыкли друг к другу. более того, со временем Макаров стал для них кому за сына, кому за внука. друг за друга горой, в обиду не давали. он сам называл их «мои бабушата».

в 2007 г. Андрей Александрович создал детский ансамбль народной песни «Забава». поначалу думал только мальчиков обучать, но и девочки подтянулись. отбирал сам, старался действовать без жалости: смотреть только на талант, предрасположенность, а не на то, хороший ребёнок или нет. с детьми был строг, но справедлив, хотя и баловал, и заботился. те бежали в Дом Культуры, как к себе домой.

уже работая, в 2010 г. получал квалификацию «Руководитель хорового коллектива, преподаватель» на хоровом отделении в Архангельском колледже культуры и искусства. а позже — в 2013 г. — заочно окончил САФУ2, , став бакалавром по направлению «Художественное образование». авторитетом для Макарова была Галина Фёдоровна Жгилёва — руководитель Пинежского народного хора3. с ней Андрей советовался, её донимал вопросами, как какая песня должна звучать. а потом любил спорить с преподавателями: «а у нас на Пинеге вот так делали».  мечтал научиться играть на баяне, но этот инструмент был только у оркестрового отделения, а у хоровиков — фортепиано, которое в деревне и достать-то было сложно. Макаров, с всё той же упёртостью, просил учителей и добился-таки, чтобы ему в предмет поставили баян, который он сначала осваивал практически самостоятельно. примечательно, что никто из педагогов не стал его переучивать, просто учили дальше. экзамен приехал принимать профессор из Петрозаводской Консерватории, который вынес свой вердикт: «баянистом-то вы никогда не будете, но концертмейстером хорошим — всегда!».

1Пинежский киноконцертный комплекс — структурное подразделение МБУК «ПКЦ» МО «Пинежское», занимающееся организацией социальных и творческих инициатив населения муниципального образования, пос. Пинега
2Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск
3Пинежский народный хор создан в 1938 г., с 1993 г. носит звание «Народный самодеятельный коллектив». Репертуар хора уникален — фольклор деревень нижнего течения реки Пинега.

«НЕ ХОТИТЕ — УХОДИТЕ! ЗА РУКИ ИХ ВЫВОЖУ. НЕ УХОДЮТ»

правила в макаровских коллективах довольно строгие: современных песен нет. для Макарова современная музыка ни плохая, ни хорошая — непонятная. из эстрадных исполнителей называл Людмилу Зыкину, Софию Ротару, Патрисию Каас и Мирей Матье.

бывает, участники морщились, не хотели исполнять какую-то песню. ветераны говорили: старушачье! дети не хотели петь фольклор. тогда Андрей Александрович готовил историю про песню, объяснял смысл слов — и шло дело, совсем по-новому произведение звучало для исполнителей.

репертуар для обоих своих коллективов Макаров определял самостоятельно. по его словам, только он знал, что и кому подойдёт по голосам и возрасту. очень ревностно относился к тому, как исполнялась песня. при необходимости менял слова песни, всё-таки, дети не должны петь взрослые вещи, одеваться во взрослые костюмы (тем более, свадебные!), да и смешно это. сцена сценой, но не стоит забывать, что народный костюм отражал социальную роль, до которой надо дорасти.

голоса детям никогда не ставил, учил петь своим природным, народным голосом. талантливых сразу отличал, выпускников старался направить на народное отделение.

дисциплина в хорах была железная: если Макаров сказал быть, значит, все будут, какие бы дела у них не были (обычно дисциплина в деревнях — штука непостоянная: то грибы пошли, то ягоды, то далее по списку. — М.В.).

«ТО, ЧТО ДЕЛАЮТ СЕЙЧАС, ЭТО ИСКАЖЁННЫЙ ФОЛЬКЛОР»

авторских песен коллективы почти не пели, в основном — фольклорные, ближе к народным. материал брали из уже собранного, ведь почти все исконные носители умерли. а раз собирать фольклор больше не у кого, так чего ж теперь, не собранное ж в книгах переписывать. беда в том, что многое, что собрано, нигде не опубликовано, а что опубликовано — мало кто читает (а ведь в советское время фольклор был достаточно хорошо изучен). Макаров очень много времени уделял сбору пинежского фольклора, а также традиционных развлечений на местности.

по мнению Андрея Александровича, сегодняшний фольклор — не настоящий, искажённый. пользуясь всеобщей безграмотностью в этом вопросе, песню, которая не является северной, выдают за таковую, в костюмы добавляют лишние элементы. зачем? многие современные коллективы ударились в народность, но фольклор и народность — это не одно и то же. народные песни — это обработанный фольклор.

«я не люблю искусственный голос, ту прижатость, с которой однообразно поёт вся Россия»

чистый фольклор — это своя манера исполнения, звук открытый, грудной. как правильно должна звучать песня? широко, свободно, певуче! Макаров умел отличить настоящее северное звучание от любого другого. не перепутал бы с вологодским, отличил бы пинежское от карпогорского, не соглашался на стилизацию. выросший на подлинном репертуаре, он имел полное право судить исполнителей.

«мы должны оставить своим потомкам хотя бы представление о том, что было»

зачем сохранять? ведь сейчас другая реальность, другая жизнь. и другие традиции? по-другому происходит только то, что мы хотим.

«мы живём не по своим законам, не по тому, что нам предки оставили. что модно, так и живём. наш народ, русский народ, тянется к своим обычаям. он их просто не знает, но тянется. мудрость нашего народа велика. и мы должны это сберечь и передать своим потомкам. мы должны научить своих детей уважать это и передать дальше. только мы. я — русский человек, дайте мне моё, моё суженое-ряженое. что милее к сердцу, где родился, где воспитывался, как воспитывался, какие песни слушал. всяк, не имея музыкального образования, родную песню услышит. и обрадеет от этой мелодии. всех будет тянуть туда, где они родились. всех».

ДЕРЕВЕНСКИЙ ДУРЕНЬ

как у любого творческого человека, у Макарова были свои амбиции и мечты, реализовать которые в Пинеге довольно сложно. неволить творческого человека — тоже не дело. в 2006 г. Андрей Александрович уехал в Северный хор4, где проработал артистом один месяц и вернулся обратно. там он был всего лишь одним из участников большого и статусного коллектива, а здесь, в Пинеге, — вольным художником. теперь Макаров занимался только развитием пинежских коллективов. представлял Пинегу на всех социально-значимых мероприятиях в районе, а также за его пределами; вывозил детей на множество фестивалей и конкурсов. для жителей больших городов звучит не очень значимо, но для детей из небольшого посёлка или деревни подобные выезды — это возможность посмотреть мир, расширить кругозор, поднять свой культурный уровень. для этого Андрей Александрович вёл много воспитательной работы с родителями своих подопечных, объяснял, почему важно выделить деньги на поездку, сам искал спонсоров. многие амбиции в итоге реализовались через учеников: с фестивалей возвращались с победами.

в 2018 г. детский ансамбль народной песни «Забава» отпраздновал свой 10-летний юбилей уже в статусе «Образцового художественного коллектива». Пинежский хор ветеранов при Макарове получил звание «Народного самодеятельного коллектива».

с 2013 г. сам Макаров стал членом президиума Архангельского филиала НП «Всероссийское хоровое общество». Андрей Александрович — инициатор создания таких проектов, как «Пинежское гостеваньице» (победитель Всероссийского конкурса проектов «Культурная мозаика малых городов и сёл», 2016 г.), «Акция «Память хранят живые», «Городовой праздник День Пинеги».
в декабре 2016 г. награждён Почётной грамотой Архангельского Областного Собрания депутатов «За добросовестный труд, высокий профессионализм и большой вклад в развитие культуры села».

ни праздники, ни юбилеи, ни ярмарки не обходились без Макарова. первый купец, главный балагур, Дед Мороз — даже костюмы шились специально для него. про таких, как Макаров, говорят: «женат на работе», лёгок на подъём и всегда при деле, с серьёзным отношением к творчеству.

вместе с Ольгой Ивановной Матвеевой5 они создали незабываемый творческий дуэт, рассказывающий пинежские сказки и сценки из деревенской жизни. лёгкие и не постановочные импровизации во время выступлений сделали их настоящими любимцами публики. их придуманные присказки и поговорки вошли в золотой фонд пинежского общения. на деревенский говор переключались моментально. визитной карточкой Андрея Александровича стала роль Дурня: многие не верили, что Андрей в жизни-то не такой.


Запись из ВКонтакте

бытует мнение, что для того, чтобы привлечь внимание к фольклору, его надо переделать. Макаров, совмещая устное и песенное творчество, доказал, что для истинного фольклора ничего дополнительно делать не надо: просто надо петь, как пели.


Приглашение на Благовещенскую Ярмарку, 2016 г.

4Государственный академический Северный русский народный хор — именитый коллектив, образованный в 1926 г., объединяет песенные традиции районов Русского Севера.
5Ольга Ивановна Матвеева — художественный руководитель Пинежского киноконцертного комплекса, пос. Пинега

 «КАКОЙ ОН БЫЛ — ТАКОЙ УШЁЛ»

мой разговор с Андреем Александровичем состоялся в феврале 2018 г. тогда мы проговорили час с лишним и говорили бы ещё (его заслушаешься!), но мне надо было бежать. думала, что продолжим в марте, когда я вновь буду в Пинеге, но снова не хватило времени.

больше мы не встретились. 24 марта 2018 г., аккурат в день Благовещенской ярмарки и накануне Дня работника культуры, Андрея Александровича не стало. ему был 41 год. он умер от рака. когда диагностировали — шансов на излечение уже не было. до последнего дня он не позволял себе быть слабым, чётко следовал выбранному кредо: есть цель — значит, всё получится. юбилей «Забавы» делал уже глубоко больным. когда не мог приезжать, разучивал с коллективом номера по скайпу.

говорят, что незаменимых людей нет. так вот, Макаров — исключение. Андрей Александрович — человек, сделавший для Пинежского фольклора, пожалуй, столько, сколько не сделал никто: «такое чувство, что вместе с ним уходит фольклор Пинежского куста».

«Наш Андрюшенька», «первый купец на ярмарке, другого такого яркого нету», ты ушёл так, чтобы тебя не забыли. Спасибо, с миром!


а я до сих пор ругаю себя, что не успела с ним договорить. чувство незавершённого долга — это камень, который никому не пожелаю. вместо задуманного интервью получилась художественная эпитафия. 

спасибо Вам, Андрей Александрович, за тот разговор. Вы — педагог вне времени, Вы продолжаетесь в своих учениках. я как сейчас помню наш диалог о том, что надо заниматься любимым делом. обычно мне есть что возразить на подобные фразы, я уверенно могу парировать в ответ нескончаемым списком «надо». но Вы с такой искренностью и естественностью произнесли: «а как иначе?» (я даже взгляд помню!), что обезоружили. Вы своим делом жили, хоть и уставали от него иногда. 

«надо добиваться. я куда хочу, тем и стану. не сегодня, так на следующий год. иногда меня мысля посещает: надо уже уйти с этой работы и найти другую. потом сижу и думаю: и куда пойдём, что делать-то умеем? ничего! а вы сейчас как-то интересно делаете это всё. надо же не куда попаду, а куда тянет»

мне жаль, что мы успели пообщаться так мало, но, кажется, я успела вынести из нашей беседы самое главное.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО

Клепиковской Анне Владимировне — директору по развитию Лесного отеля «Голубино», директору Ассоциации «Голос Севера», которая открыла для меня Макарова.
Богатырёвой Ангелине Геннадьевне директору МБУК «Пинежский культурный центр» МО «Пинежское» и Матвеевой Ольге Ивановне за длинные душевные беседы об Андрее Александровиче, без которых этот текст не получился бы.
Надеюсь, у меня получилось прочувствовать суть.

1 комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *