КИМЖА

ДЕРЕВЯННАЯ ПАМЯТЬ

деревня Кúмжа находится в Мезенском районе Архангельской области. с 2017 г. входит в Ассоциацию «Самых красивых деревень и городков России».

место непередаваемое по атмосфере, такая приветливая уютная старина. время как будто остановилось, чтобы показать нам, сегодняшним путешественникам, как же жили в давние времена и какой быт вели наши предки.

есть несколько версий происхождения названия. согласно одной, деревня была названа по имени крестьянина, который построил здесь первый дом. про него люди говорили: «тут Ким жил». по другой версии, название происходит от финно-угорского «киима», или токовище, т.к. здешние леса были богаты тетеревами и глухарями. в переводе с саамского название означает «река, у которой много следов» (деревня стоит на одноимённой реке).

здесь до сих пор стоят дома XIX века, средний возраст изб — около 100–150 лет. и что ценно: никакого сайдинга. возраст самой деревни датируется XVI в. сейчас в Кимже 71 памятник исторического значения, один из которых — федерального: Одигитриевская церковь, срубленная в 1709 г. она построена по форме ранее стоявшей здесь деревянной церкви, которая сгорела от молнии. первое упоминание о предшественнице относится к записям 1678 г.: «погост, что была деревня Кимжа, а на погосте церковь Пресвятые Богородицы Одигитрия». примечательно, что на повторно возведённой церкви были поставлены не четырехконечные, в восьмиконечные (старообрядческие) кресты, заменили их только в 1802 г.

в настоящее время Одигитриевская церковь внешне отреставрирована путём полной переборки брёвен. внутренняя отделка ещё даже не начата: ни полов, ни окон у памятника нет. к сожалению, восстановление памятников — дело очень сложное, порой неподъёмное. суммарно работы по восстановлению Одигитриевской церкви — уникального наследия северной архитектуры — длятся уже 18 лет (с 2001 г.). поневоле задумаешься о повторении истории. прежняя церковь была построена в 1709 г., но, в силу бедности кимженского прихода, освящена только в 1763 г., так долго доделывали внутреннюю отделку и собирали церковную утварь.

примечательно, что церковь всегда использовалась только по назначению. благодаря удалённости Кимжи даже в советское время местным жителям удалось её отстоять: они по очереди устраивали дежурства, не позволяя сделать здесь склад или иное хозяйственное помещение. точно также местные сберегли иконы на период реставрации: бабушки забрали их в молельный дом и никому не отдали.


фото: Долгобородова Екатерина

ПОМОРСКИЕ ДОМА

в деревне Кимжа, со слов местных жителей, прописано 100+ человек, но единовременно проживает не более 60-70.

чтобы вы понимали: это много! это целых 60 человек.

забегая вперёд расскажу, как в Мезéни экскурсовод, отвечая на мой вопрос, какова численность населения города, подчеркнула с особой значимостью, что из около 3 500 жителей — целых 500 прописано в городе, но не живёт в нём.
значимость объясняется очень просто: в Мезенском крае площадью 34 тыс. кв. км проживает 9+ тыс. человек. ау, москвичи! посмотрите на карту. ну? Москва — это 2,5 тыс. кв. км.
там лес и дол, видений полны…

дома стоят мезенские, из цельных брёвен, где под одной крышей всё: и жилые помещения — летний и зимний варианты, и хозяйственные. удалённость от правительства, видимо, лучший естественный консервант. на самом деле, старинные дома сохранились по всей области, но именно в Кимже поддерживается тот самый обитаемый дух, ибо дома жилые.

избы стоят на подклетях, в которых расположены погреба, и соседствуют с поветями, расположенными прямо над хлевом. чтобы прочувствовать масштаб повети и хлева, надо оказаться внутри. к стенам домов примыкали взвозы такого размера, чтобы проехала лошадь с телегой. лошадь с возом с сеном легко разворачивалась на повети. у некоторых домов взвоз до сих пор сохранился. скотину держали в доме, ведь мы имеем дело с северной территорией: из-за холода и люди, и животные жили вместе. зачастую именно дворовую часть дома строили первой, чтобы сразу разместить хозяйство.

отдельно ставились бани, сеновалы, погребы, амбары и прочие подсобные конструкции. в амбарах преимущественно хранилось зерно, а автономность постройки объяснятся пожарной безопасностью. более того, предусмотрительности наших предков нет предела — амбары ставились кучно, дабы не было поджогов.

на кимженских домах можно увидеть красные звёзды — это возрождение забытой традиции, которая была распространена на Севере после 1945 г. ныне это акция «Дом со звездой» — инициатива регионального центра патриотического воспитания Архангельской области «Патриот».

  • чёрная кайма — ушедший на фронт вернулся домой, умер после войны;
  • чёрный закрашенный сектор — пришла похоронка.

СЕВЕРНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ

в конце XIX в. в Мезенском уезде было 60 мукомольных мельниц. десять из них находились в Кимже (больше было только в Азаполье — 12). несмотря на то, что земледелие не было основным видом хозяйственной деятельности, ржи и ячменя было достаточно. так, что кимжане не только своё зерно мололи, но и зерно окрестных деревень.

кимженские мельницы уникальны, до наших времён дошло 2 — в разрушенно-недостроенном состоянии. ТОС «Кимжа» выиграл грант в номинации «Поддержка программ межмузейного сотрудничества» от фонда Потанина. на эти средства был проведён фестиваль «Северные мельницы» (2015 г.), на который съехались плотники Архангельской области и специалисты из Нидерландов. после проведения фестиваля удалось достроить Воронухинскую мельницу и восстановить Дерягинскую (1897 г. постройки). реставрационный процесс был сложным, ведь рабочий механизм мельниц полностью деревянный, работать на них прекратили с 50-х гг. XX в., и не осталось никого, кто помнил бы, как их правильно отремонтировать.

об устройстве и механизме работы мельниц писать, честно говоря, скучновато. лучше увидеть своими глазами.

МУЗЕИ КИМЖИ

в Кимже вас ожидает не только знакомство с деревянным зодчеством Русского Севера, но и культурно-познавательная программа с элементами интерактива. вы не просто узнаете, как и чем жили наши предки, вы как будто ощутите это, стоя на той же земле, окружённые теми же домами.

школа ремёсел в своё время была создана для того, чтобы не закрыли обычную школу. детей ведь в деревне мало, учиться некому. зато теперь здесь расположен небольшой музей, где можно познакомиться с экспозицией «Хлеб наш насущный, хоть чёрный, да вкусный», где показан полный цикл от вспашки земли и посева до выпечки хлеба. в Школе собраны и изучены ткацкие станки, на них ткут коврики, половики, сумки и полотенца. и вы тоже можете попробовать! также открыт гончарный кружок.

в этнографическом музее «Политов дом» проводится интерактивная экскурсия, в ходе которой можно не только увидеть, но и услышать, как жили в старину. и, поверьте, это берёт за душу.

КРЕСТЫ

кресты на Мезени — явление, в общем-то, обыденное. а для приезжих абсолютная диковинка. а потому сами по себе являются достопримечательностью.


Обетный крест, деревня Кимжа

северные кресты добротные, высокие, собраны из толстых брусьев, а на крестах рельефные надписи. в прежние времена было целое ремесленное производство крестов.

какую роль мог играть крест?

1) навигационная: для поморов это был ориентир сторон света, а так же фарватер (безопасный судовой ход).

2) обетная: крест устанавливался в благодарность за что-то (выжил в кораблекрушении и т.д.) или вслед просьбы о чём-то (выздоровление, хороший урожай и т.д.). Есть такая мезенская поговорка: «Кто на море не бывал, тот бога не маливал».

исстари на кресты вешали полотенца, отрезы ткани, одежду. Это помогало излечиться от болезни. Чем серьёзнее болезнь или опасность, тем длиннее отрез.

3) надмогильная: память предков. Мезень уникальна тем, что умерших хоронили не на кладбищах, а прямо рядом с домом, на родной земле. В ряде деревень общие кладбища появились лишь в 20-е годы XX века, при советской власти.


деревня Кимжа


деревня Кимжа

подобная традиция корнями уходит в древне славянские времена. а сохранилась так долго, т.к. Кимжа была одним из центров старообрядчества. здесь находился в ссылке протопоп Аввакум, здесь прожила его жена и дети, а также ученики. в 20-х гг. XVIII в. именно сюда бежали нижегородские старообрядцы, положив начало своим скитам. кстати, благодаря старообрядцам, Кимжа считалась одной из самых грамотных деревень в округе.

надмогильная роль проявлялась ещё и в установке креста в память о тех, кто не вернулся с моря. например, в 1952 г. около одного из сёл был поставлен крест в память о погибших на колхозном мотоботе промысловиках; а в 1996 г. поморы установили крест в память о погибшем в Белом море Василии Дорофеевиче, отца Михаила Ломоносова.

5) охранная: такие кресты ставились по обочинам и на перекрёстках, так предки охраняли деревню и дворы. в полях такие охранные кресты защищали от засухи и диких зверей.


Малые Корелы

к кимженским крестам ходили поклониться из многих соседних деревень.

белый крест на первом фото поставлен в 1887 году. несложно заметить, что вера в его чудодейственность сильна и по сей день. место святое, намоленное. когда закончились гонения на церковь и стало возрождаться православие, но ещё не шли службы, жители окрестных деревень ходили сюда поклоняться. отметим, что крест был посещаем и в богоборческие времена. и это совсем не единичный пример: по Мезенскому краю стоят как старые, так и новые кресты. Кимженский крест стоит на высоком берегу, вокруг живописных сосновых бор. место для особо почитаемых крестов выбрано неслучайно: в древности именно здесь располагались языческие храмы или погребения. крыша над крестом – так же языческий пережиток, как бы воспроизведение жилища живых.


деревня Заакурье


деревня Петрова

не путать с крестами в память о ГУЛАГе, которых также много по Архангельской области!


село Лявля

ЧЕМ ЖИЛИ

чем жили кимжане? разводили рожь и ячмень, но земледелие не было основным видом деятельности, так как зерно в этих краях вызревает плохо. главным занятием была ловля рыбы, а также морской рыбный и зверобойный промыслы. мужчины в поисках добычи отправлялись на карбасах аж на Канин! особое внимание уделялось скотоводству. кимжане разводили мезенскую породу лошадей, наиболее выносливую и приспособленную для данной местности. Со второй половины XIX в. породу вывозили на выставку в Пинегу.

торговали с Мезенью, Пинегой и ненцами, занимались выделкой кож, сезонно уходили в «отходничество» — работы в других уездах Архангельской области.

главный промысел, которым славилась деревня, — медное литьё.

сейчас сложно представить, но с 1930-го г. в Кимже действовал колхоз «Полярная звезда» и рыболовецкий колхоз «Канинский рыбак», которые по ходу истории то упразднялись, то входили в состав соседних совхозов, а затем и распались. а сложно представить потому, что, оказавшись в Кимже сегодня, вы вряд ли подумаете, что когда-то здесь была бурная экономическая жизнь.

ещё одним, традиционно кимженским видом деятельности, было лечение домашнего скота. местные мужчины были известными коновалами (ветеринар). знания этого отхожего промысла передавались из поколения в поколения. говорят, не просто лечили, а с заговорами. аА ещё говорят, что не только животных лечили, но и зверей. кто знает, может быть, действительно, не зря кимжан называют чернотропами? эту правду в книгах не найти.

ШКОЛА

это школа деревни Кúмжа, в которой преподаёт одна учительница и обучается двое детей (данные на 2016 г.).

«читайте книги. всё, о чём можно было написать, уже написано» (как там у Фрая? книга человеческих судеб скудна сюжетами, но богата интерпретациями). так вот: «В истинном золота блеска нет» — прям про эту школу.

школа — она же Школа Ремёсел (создана для того, чтобы школу не закрыли) — кроме образовательного, имеет кабинет, в котором собраны старинные ткацкие станки (подобных вещей, равно как и прочих полезных в хозяйстве штук, есть в изобилии в брошенных северных домах). да не просто собраны, а изучены и в производство запущены: учительница ткёт коврики, половички, сумки, полотенца и других обучает.

в школе есть гончарный кружок, где возрождается лепка по методикам наших предков. возрождается слабо, ибо монетизировать никто не умеет. попросту для души возрождается.
кто учит лепить старинные лáтки (северное блюдо для запекания рыбы)? верно, учительница. и в разных ещё самодеятельностях замечена.

ну не перевелись, не перевелись ещё энтузиасты на земле русской! а благодаря им, и мы знаем.

ДОМ НИНЫ НИКОЛАЕВНЫ

будучи в Кúмже, вы можете остановиться в доме Нины Николаевны.
и о доме, и об очаровательной хозяйке (на фото) хочется сказать отдельно.

Нина Николаевна сама живёт в Архангельске, в Кúмжу приезжает в сезон – это до распутицы и после (т.е. когда под дорогам не проехать-не пройти). уже много лет работает в сфере туризма, и, надо сказать, чертовски ей это удаётся. участвует в выступлениях кимженского хора. невероятно деятельная и энергичная женщина, прям заряжаешься от неё. а уж сколько знает разных историй и просто познавательных вещей. готовит гостям сама, кормит вкусно, сытно, всё по-домашнему.

вместе с братом Нина Николаевна купила этот дом в 2008 г., занялись обустройством. первый этаж не восстановлен, «засыпан землёй», а вот второй – это самое искреннее «уиии!» для тех, кто любит краеведческие музеи. по всему дому в большом количестве живут самовары, буфеты, гобелены, посуда, предметы народных промыслов, коробы, сундуки, половики и прочая неведомая мне утварь да только не за перегородкой или стеклом, а всё в обстановке: можно потрогать, рассмотреть, пооткрывать. лично я облазила и пофотографировала каждый угол. расставлено довольно хаотично, без особой композиционной заморочки, но, знаете, получилось так уютно!

дом самый настоящий – поморский, ему более ста лет. в нём две полноценных гостевых комнаты (одна из них на самом верху, где ранее располагалась светёлка), вытянутые сени, полати (на которых тоже можно спать), комната Нины Николаевны, совмещённая с кухней, и большое хозяйственное помещение, которое сейчас так же превращено в музей. биотуалет и даже душевая кабина. но всё же имейте в виду, что это именно деревенский дом.

ГДЕ ЕЩЁ ОСТАНОВИТЬСЯ В КИМЖЕ

помимо дома Нины Николаевны, в Кимже можно остановиться в гостевом доме «Дом путника».

своим сегодняшним образом, событиям, которые здесь происходят, деревня обязана председателю местного ТОС — Евдокии Гавриловне Репицкой. современную Кимжу сложно представить без её участия. Евдокия Гавриловна была инициатором создания Кимженского культурно-музейного центра, участвовала в создании музея крестьянского быта «Политов Дом», руководит Кимженским народным хором, возрождает традиции проведения съезжих праздников и т.д.


фото: Николай Гернет

Фото и описание с поездки в Кимжу в июле 2016 г. и марте 2019 г.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *