КИМЖА

В деревне Кúмжа, со слов местных жителей, прописано 100+ человек, но единовременно проживает не более 60.
Чтобы вы понимали: это много! Это целых 60 человек.

Забегая вперёд расскажу, как в Мезéни экскурсовод, отвечая на мой вопрос, какова численность населения города, подчеркнула с особой значимостью, что из около 3 500 жителей — целых 500 прописано в городе, но не живёт в нём.
Значимость объясняется очень просто: в Мезенском крае площадью 34 тыс. кв. км проживает 9+ тыс. человек. Ау, москвичи! Посмотрите на карту. ну? Москва — это 2,5 тыс. кв. км.
Там лес и дол, видений полны…

Но вернёмся к Кúмже. Удалённость от правительства, видимо, лучший естественный консервант. Этой деревне п о в е з л о. В Кúмже до сих пор стоят дома XIX века (тут всем избам от 150 лет). На самом деле, дома сохранились по всей области, но именно тут поддерживается тот самый обитаемый дух, ибо дома жилые. И сейчас здесь 71 памятник исторического значения, 1 из которых — федерального: Одигитриевская церковь, срубленная в 1709 г. Проходимость мест тоже впечатляет: в поисках информации при подготовке к поездке, читала, что церковь восстанавливается методом полной переборки и жители уже не уверены, вернётся ли она к ним. Короче, как будто нет памятника. Приезжаем в деревню, а церковь стоит! Потому что прочитанные посты — аж 2010-го года.

Та самая кимженская Одигитриевская церковь (1709 г.), сейчас перебрана. На мой-то взгляд, свежее дерево смотрится похуже, чем выдержанное годами, но ради такой памяти могу и задвинуть своё чувство прекрасного.
Единственная в своём роде, мезенская. Было время — жители отстояли церковь: мало того, что сохранилась, так ещё и никогда не действовала не по назначению. Кто запамятовал: в советское время религию взрывали и выкорчёвывали повсеместно.
Иконы из церкви на время реставрации бабули-продуманы забрали в молельный дом, нехай, сохранней будут.

Небольшой факт кимженской биографии: в деревне в конце XIX века было 10 мельниц, до наших времён дошло 2, в разрушенно-недостроенном состоянии. Что решили кимжане? Провести фестиваль «Самые северные мельницы в мире». И, таким образом, с помощью голландцев достроили одну (Воронухинскую) и восстановили вторую мельницу, построенную аж в 1897 г. Дерягиным, полностью приведя в порядок внутренний механизм.

И люди, как уже стало привычно, деятельные: сделали музей, возрождают традиции, организовали хор с регулярными репетициями и выступлениями. Экскурсию проведут в любое время, и снова заслушаться. В одной комнатушке можно уместить целую историю и долго о ней рассказывать.

В интернете ещё пишут, что в Кúмже колдуют, местные не подтвердили. Или не признались.

Связь тут почти не ловит, только Билайн. Место непередаваемое по атмосфере, такая приветливая уютная старина (не путать со старостью и затхлостью). И хорошо, что подобные деревни далеко, непроходимы и для многих дискомфортны (дорога, проживание). Туристы не изгадят.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *