ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ

«откуда, куда, зачем» пришли и ушли создатели звериного стиля – история умалчивает. о том, что они жили-были, свидетельствуют лишь легенды разных народов и металлические фигурки-амулеты, которые пытаются расшифровать учёные.

пермский звериный стиль – одна из загадок евразийского континента. у его создателей не было письменности, поэтому, глядя на найденное, можно только догадываться.
по одной из версий, создателями могли быть бьярмы – жители Биармии, известной по скандинавским мифам. точное её местоположение неизвестно. самая распространённая версия – область нынешних Северной Карелии, Кольский полуостров, бассейн Северной Двины. по другой, не менее распространённой версии – это Пермь Великая. как бы то ни было, но на места обитания бьярмов пришли другие кочевники. а прежним хозяевам пришлось двигаться через Урал далее и, по всей видимости, закончилось это движение остатками бьярмов в Чердынском районе. Допустим, что Биармия – это Пермская Атлантида. известно лишь, что цивилизация бьярмов возникла в начале нашей эры, а исчезла перед нашествием монголов. кроме бьярмов по Уральским землям исторически подтверждённо прошлись и другие племена.

например, сарматы. справедливости хронологии ради, копнув, но коротенько: началось хождение с гуннов, которые сбежали от китайцев. как хранят легенды, гунны двинулись в количестве 10К человек. это достаточно много, чтобы другие народы на их пути спешно сворачивались со своих обжитых мест. да, это то самое Великое переселение народов. в том числе, отступали и кочевники южного Приуралья – сарматы. племена иранской ветви, главным помощником которых в жизни был конь. кстати, интересно: часто в бой сарматские отряды вели женщины, владевшие оружием наравне с мужчинами.

а несколькими столетиями ранее этой же дорогой отступали скифы, под натиском всё тех же сарматов. это не из эпохи Великого переселения народов, тогда сарматы были ого-го и просто вытеснили скифов. в культуре которых, в свою очередь, тоже присутствовал свой звериный стиль.

важно не упустить из внимания: сарматы, скифы, и кто бы там ни было ещё шли через Урал, который не был необитаемым. тут жили свои племена. «всё смешалось в доме Облонских», как видите, задолго до самих Облонских. дальше можно углубиться в дебри труднозапоминаемых всяких разных племён, но я уже и сама начинаю путаться. поэтому вернусь к бляхам и прочим чердынским найдёнышам.

боги? шаманы? магия? что значат эти изображения, найденные на чердынской земле? люди ушли, но духи остались, хоть и похороненные под землёй. как говорится в «Сердце Пармы»: «можно мириться с набегами врагов, но нельзя мириться с их богами». переселялись и менялись народы, но дух их оставался, где-то впитывался, где-то передавался, где-то затихал. отголоски пермского звериного стиля ныне встречаются у коми и угорских народов.
напомню, что мироустройство многих малых народов базируется на трёх мирах: Верхнем, Среднем и Нижнем. явления в мирах взаимосвязаны. проникать между мирами могут крылатые существа, а вместе с ними и шаманы.

найденные амулеты сделаны из бронзы или сплава на основе меди. в редких случаях встречается серебро, совсем иногда позолота. у простых людей фигурки были деревянные, а у правителей и шаманов – металлические. установлено, что случайных элементов или вольнодумств изображения в амулетах нет. они выполнены, пусть и по языческим, но канонам, отражающим взаимоотношения людей с миром и другими живыми существами, мировоззрение, веру.

центральный персонаж многих находок – человеколось, который стоит на звере, в свою очередь состоящем из частей разных зверей. культ лося господствовал в тех местах, где человек не мог без него выжить. каждый зверь соотносится в определённым миром: он или его обитатель, или обитатель границы между мирами. там, где особенно важно пограничное явление, возникали изображения, объединяющие нескольких зверей.
вообще, отождествление человека с каким-либо животным характерно для народов, у которых распространена охота. ведь чтобы поймать зверя, надо быть как зверь. обряды об удачном проведении/завершении охоты включают перевоплощение в зверя. среди бьярмов царил культ лося, отсюда и человеколось. умирающих хоронили в лосиной шкуре. у ханты и манси сохранилась традиция ставить гроб с покойником на шкуру животного перед захоронением. важно понимать, что образ человеколося олицетворяет сразу все 3 мира: Верхний, Средний и Нижний.


ещё одно интересное изображение — близнецы. в давние времена двойники считались нарушением мирового порядка: они по ошибке рождены в одном мире, а живут в разных. поэтому у каких-то народов близнецов убивали при рождении, а у других — обожествляли. вспомните мифы и легенды, сколько в них противоборства братьев-близнецов. кроме того, есть предположение, что бьярмы верили: у каждого человека есть его зверь-близнец. поэтому многие животные вокруг богинь дублируются. пока один сторожит этот мир, другой помогает в соседнем мире.


богиня Тарэн – богиня мирового пожара и войны, самое главное божество. ханты говорили: «он видел лицо Тарэн и лицо рыбы» = человек, прошедший огонь и воду. три лица богини не случайны: огонь горит во всех мирах. на голове орлы, несущие войны и разгром. опирается Тарэн на бобра, т.к. кроме огня правит ещё и потопом.


богиня огня – дочь Тарэн, богиня домашнего очага. стоит она на лосях, принесённых в жертву. по бокам на богиню опираются жрецы, на голове которых – единороги. впоследствии их изображения заменят лоси.


богиня с журавлями — правит людьми и распределяет души в детей: вот они, черепа сверху. а снизу на медведях ещё один череп – это заблудшая душа. медведи охраняют границу Нижнего и Среднего миров. если душа человека унесена в Нижний мир, то человек болеет в своём Среднем мире. богиня может вылечить: послать журавлей (по бокам от изображения богини), чтобы они или привели душу обратно, или принесли новую душу в чрево женщины (и тут все вспомнили про аистов). двухголовый медведь усиливает охранное действие амулета.


богиня на пауках – первопредок, покровитель рода. она отвечает за срок жизни человека. существует мнение, что к этому божеству обращались только в случае, если угроза исчезновения/болезни нависала над всем родом. над богиней – лик солнечного бога. на крыльях – сыновья, обитающие между небом и землёй. к ногам богини склонились люди в преддверии опасности. опирается богиня на пауков, которые плетут свою паутину в Нижнем мире, чтобы по ней души людей смогли переправиться через кипящую реку (под пауками).


богиня на лошади с орлом над головой. древние уходили в могилу со своим конём. В могильниках найдено множество конских костей и черепов. конь переносит умирающего в новый мир.


богиня со змеями и косым крестом – божество Среднего мира. змея – символ мудрости и дороги. дорога «по змее» – это дорога между мирами. ведь змея – это ещё и молния. а молния – дорога с неба на землю, в воду и обратно. тот, кто попадёт на эту дорогу случайно, погибнет. змеи на изображении опираются на бобра – обитателя водного мира. если человек съедал высушенную змею, то он получал подарок из иных миров – дар предвидения. косой крест на лбу богини – это знак благословения.


богиня с единорогами и грифонами. единороги — солнечные животные , они держат человеческую душу у ног богини. грифы же объединяют миры. в данном случае гриф — гибрид ворона и змея. ворон объединяет Верхний мир, т.к. летает в нём, и Нижний мир, т.к. питается падалью. а потому теряет крылья и превращается в змею.


светлый мальчик Альви — божество, которое примиряет людей и малых домашних духов. ему приносили жертвы перед свадьбами, рождением ребёнка, долгой дорогой и др. как говорили ханты: «есть много богов с ногами и крыльями, но только Альви способен удлинить душу маленькой девочки (мальчика)». и вот интересно: по версии некоторых мансийских преданий Альви создал Землю из своих соплей.

чуть подробнее о единороге, который встречается на изображении богини огня. откуда, собственно, взялся столь популярный ныне единорог в древней культуре, и что он означает?


если копнуть, то это не совсем единорог. это однорогий буйвол. в его облике являлись боги-хранители одной из первых исторических цивилизаций Земли – дравидов. их потомки — это народы, расселившиеся в Южной Индии, Пакистане, Афганистане, Иране, Туркмении, Бангладеше и Непале. не ограничивайте своё воображение лишь написанными странами.

затем однорогий буйвол всплывает в Вавилоне. изображение Рими (другое имя буйвола) найдено на Воротах Иштара, 560 г. (или 575 г., сведения расходятся) до н.э. далее гибридные формы изображений расцветают по полной. под «гибридными» понимаем изображения животных, состоящих из частей разных зверей. Вавилон, напомню, являлся так называемым центром мира своих времён. ныне это территория Ирака.

теперь к зороастрийцам: единорог в данной религии – помощник светлых сил.
зороастризм был распространён всё в тех же вышеперечисленных странах. угас с появлением ислама.

следуем дальше сквозь века цивилизаций. в Древней Греции единорог – спутник Артемиды. это, пожалуй, самый яркий из тех времён образ интересующего существа.

дальше можно немного обобщить историю. в общей части про пермский звериный стиль упоминались сарматы, ираноязычные племена, бежавшие на Урал. и вот, наконец, пришли: «чердынские» богини стоят на единорогах или окружены ими. в том же зверином стиле с рогом на голове изображается ящер-мамонт. далее он отправится в славянские мифы. с этого момента я сама уже могу довести его до мезенской росписи (читай: Русского Севера), но пока остановимся на единороге.

переселение народов — штука такая: копнёшь — не остановишься. теория «шести рукопожатий», по-моему, ни в одном другом случае не срабатывает так ошеломляюще, как в этом.

по материалам:
• «Звериный стиль» Эренбург Б.
• Чердынского краеведческого музея.
• Пермского краевого музея.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *