ЁРКИНО

вот так до Ёркино добираются организованные группы и просто туристы. мы стартовали из Карпогор так, что на паром по расписанию уже опаздывали. в пути звонили и договаривались, чтобы нас подождали. все ж свои.

а вот так до Ёркино добираются «свои». моста до деревни нет, только паромом или, как большинство жителей, на своей лодке. для тех, кто ещё не представил, как это:
• на своей лодке: доезжаете до «причала» на берегу, оставляете машину на импровизированной стоянке, садитесь в лодку, переправляетесь, садитесь в другую машину на другом берегу или идёте пешком.
• на пароме: переправляетесь до другого берега — деревня Ку́шкопала, оттуда ещё до Ёркино добраться (можно ещё на одном пароме, но там дальше через деревни ехать — дорога не очень).
причалов несколько, т.к. деревня вытянута вдоль берега, нет смысла идти далеко. договариваясь о переправе, не забудьте уточнить, где вас ждёт перевозчик.
стоимость перевозки (в одну сторону): за автобус отдали 1200 руб., с человека – 300 руб., если на лодке ~100 руб. цена, кстати, зависит от сезона. Ручаюсь только за стоимость с автобуса, потому что лично слышала. остальные цены: «вроде бы», т.к. мои информанты местные и переправляются сами (а я с ними).
весной и осенью (период ледохода и ледостава, соответственно), лодки не ходят. как переправляются? никак. сидят в деревне. и сидят, если валы на реке большие, лодка не пройдёт.
— что делаете, если не смогли переправиться, а надо на работу/в школу?
— так дороги нет.
— и чего, это нормально воспринимают?
— да. дороги ж нет.
на межсезонье все, кому надо, заранее выезжают из/в деревни. не буду грузить местной географией, но, в принципе, если вам очень надо, а через реку никак, то выходите с поезда сильно раньше, а затем долго едете по дороге (не очень хорошей дороге).
и «вишенка»: «поездные дни». они не только у паромщиков, это выражение вообще в ходу. потому что в день/время, когда приходит поезд, многие графики иные. электрички тут не ходят, общественного транспорта нет. например, до/из райцентра из/в Архангельска поезда ходят каждый день один раз (летом). в другое время — 4 раза в неделю. на других станциях остановки и того реже.
теперь, когда я организовываю какой-то рабочий процесс в Карпого́рах, я ещё обязательно уточняю у людей, откуда они. чтобы понимать: смогут ли доехать (транспорт: свой, оказия?) смогут ли быстро доехать? смогут ли вообще доехать (дорога есть/нет)?
АМБАРНОЕ ЁРКИНО
просто любуемся.
ДЕРЕВЯННОЕ ЁРКИНО
внимательный ценитель уже понял, что Ёркино — это кладезь. тут и прекрасно сохранившиеся дома с поветями и взвозами.
бонус гулять по подобным местам со своими*: «а можно мы на вашу поветь заглянем?». милейшая бабуля пустила, показала, рассказала, где у неё корова стояла, как сено завозили, как сбрасывали. говорит, что во время ледохода её поветь — лучшая смотровая площадка в деревне. оттуда, правда, шикарный вид на реку и поля. а бабуля-то сама! навскидку, ей давно за 85, бодра, в здравом уме и прекрасном слухе. а на огромной повети поразительный порядок.
екранемская часовня. религия и Русский Север — всегда отдельная тема для разговоров. как, впрочем, и в связке с любым другим регионом России.
поморский дом со ставнями, один из немногих в своём роде.
и вот такие скворечники. чтобы кошки не доставали.
ПРИСТАВКА
«приставка», которую оставляют у двери, когда никого нет дома. в моей деревне (запад от Мск) такого не было: на вертушку закрывали. ⠀
когда-то в одной из лекций Адоньевой я услышала, что, во-первых, у этой палки есть конкретное название: она «сторожок», а не «палка» и не «кочерга». ну, тут могут быть вариации, согласитесь.
а во-вторых, её назначение — не только показать, что никого нет дома. и не только про простоту и доверие: дома не закрывались, замки не вешались, просто подпирались палкой.
таким образом отгораживались от нежелательных людей. те, кто знали, что сторожок не для них, спокойно его убирали и заходили в дом. а те, для кого он, не заходили. и нет у науки зафиксированного логичного объяснения, как это работало. но есть собранные факты: работало. сторожок как язык  безусловно говорит: «никого нет дома». но как речь он транслирует конкретному человеку: «не хочу тебя видеть». и его слушались.
в эту поездку я совершенно чётко убедилась, что всё именно так:
— да куда ты заходишь, приставка же стоит!
— так это же бабушкин дом!
— мама нас в детстве с утра тоже на приставку закрывала, когда в магазин уходила. чтобы никто не тревожил, пока мы спали.
— мама говорит, у меня в детстве не было преград: подойду, приставку уберу, зайду. весь дом обойду, пока не увижу, что, действительно, никого дома нет, не успокоюсь.
МАРФИН ДОМ
в деревне постоянно проживает около 165 человек, в летнее время — около 300. здесь нет церквей, нет известных земляков, нет выделяющихся исторических событий. но главное, что на территории есть активисты.

во главе с Мариной Михайловной Кликуновой они решились возродить традиционные промыслы. среди них выделяется полный цикл производства каши на жерновах. сначала использовали зерно, которое хранилось в амбарах у жителей. но уже около 20 лет зерно никто не сеет, а запасы закончились. что делать? выращивать заново! сейчас поле за домом Марины Михайловны засеяно ячменём (или, как его называют в народе, житом). сажали традиционным дедовским способом, соблюдая все порядки. сжинать планируют серпами, сушить на пряслах. а далее обрабатывать в механической молотилке, средства на которую собрали краудфандингом. почему не вручную на жерновах? можно и вручную, но тогда точно нужна помощь молодёжи! традиционную кашу в Ёркино варят в течение уже 15 лет, все этапы процессов отлично выверены. туристы могут не только понаблюдать за процессом, но и поучаствовать в нём, и, конечно же, попробовать сделанное своими руками блюдо. всё это происходит в Доме ремёсел «Марфин дом», открытом в 2002 г.

помимо кашеварения, уже освоено ткачество. из Дома ремёсел вышло пять надомных мастерских, которые теперь поставляют тканые половики и пояса на все ярмарки Архангельской области и за её пределы.

ПЁТР ТИХОНОВИЧ ДРОЧНЕВ
заглянули в гости к Петру Тихоновичу Дрочневу, ветерану ВОВ, которому завтра исполняется 93 года! немного пообщались обо всём: о деревне, о жизни, о войне, о предстоящем дне рождении.
ДЕТАЛИ
живая старина. поздно спохватилась фоткать.
а это просто типичные деревенские зарисовки. и ерканемские куры.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *