Тофалария 2017

Тофалария. Поднимите руку, кто знает, где это (и что это). Википедия скудна на информацию, поэтому смотрите моими глазами.

Затерянный (не только по московским меркам) мир в тайге Иркутской области, заботливо окаймлённый от посторонних глаз Восточными Саянами. Да так надёжно, что летом попасть туда можно только на вертолёте или «аннушке», а как встанут реки, — по зимнику (ремарка для столичного региона и коренных жителей мегаполисов: «зимник» — это дорога из уплотнённого снега, проложенная грейдером; часто создаётся по замёрзшему руслу рек). Благодаря изолированности местности Тофаларию так и тянет назвать «страной», а при въезде/выезде предъявить паспорт. Однако, Россия, господа.


Тофалария – это вот здесь. За красной точкой — Байкал.

Проживают тут тофалары, малый народ нашей многонациональной и необъятнейшей красавицы страны. Вики говорит, что на 2010 г., согласно переписи, численность тофаларов составила 762 человека. Тофы усмехаются, т.к. на памяти сегодняшних старожилов переписи населения в этих местах отродясь не было.

Самый нетрудозатратный способ попасть в Тофаларию — купить тур у «Байкалики». Верьте мне, эти ребята знают толк в организации путешествий. Потому я их и выбираю.
Подробнее о туре можно прочитать здесь: http://www.baikalika.ru/tours/summer/tofolariya/

Поздним вечером 1-го дня 5-ая платформа Иркутска Пассажирского собирает всех участников путешествия. Подошедший поезд родных российских железных дорог заканчивается на 17 вагоне, наш 25-й плацкарт — прицепной.
По-моему, РЖД — один из гарантов нашей страны. Вот как ездила в студенчестве в плацкарте, так как будто снова в студенчество и перенеслась. Всё те же стаканы под строгий учёт проводницы, всё то же «сдаём бельё», всё тот же никогданеугадаешькакой вагонный микроклимат (днём жара, ночами иней). Разве что курить в тамбуре больше нельзя. Но это уже не из моего студенчества. На длинных остановках заботливые проводники сами подойдут и скажут: «кто хотел курить, выходим». Или вам не повезёт, и проводник будет не заботливым.

8 часов ночной дороги, сладкий сон под чучух-чучух дуэт колёс и рельс — и утренним капучино с круассаном можно позавтракать уже в Нижнеýдинске в местной столовой аэропорта. Можно было бы. Столовский лайфхак, видимо: неаппетитно выглядящую еду и съедят меньше. Рождённые в СССР и успевшие походить по союзной земле не только под стол перенесутся в советское время. Ячневая каша, картофельная запеканка с мясом, макароны с колбасой. Счёт за завтрак 8-х человек = 1 044 руб.

Два отважных седана принимают нас со всем багажом — а это 8 человек и 8 набитых рюкзаков, плюс по мелочи: столы, снаряга — и доставляют в другой аэропорт (правильнее сказать по-местному: аэровокзал), откуда запланирован вылет в следующую точку нашего маршрута — Алыгджéр. В зале ожидания, он же зал прибытия, несколько человек.

Ожидание рейса происходит примерно так:
-ну, что слышно, летим?
-да непонятно, ждём.
Через час диалог повторяется.

За это время можно поговорить с местными, узнать, как их занесло в Алыгджéр («папу распределили»), чем занимаются в Алыгджéре (3 предпринимателя там, а остальные «как это что делают?»), что школа есть. Похихикать тому, как без стеснения орут друг на друга работницы аэровокзала. Откликнуться на внезапное предложение: «Чай пить пойдёте? Где? В магазине!». Посетить магазин (никакого намёка на вывеску, без местных не найти) с чаем и вкуснючими пирогами собственного приготовления (особенно рекомендую пироги с капустой).
Вернуться в порт. Повторить уже привычный диалог. Съездить в Нижнеудинский Краеведческий музей на экскурсию (чего время терять). Пообедать.
Вернуться в порт. Посетовать на дождливое небо. Услышать окончательный вердикт, что небо закрыто, борт сегодня не дадут, и поехать в гостиницу.

Нижнеýдинск, так Нижнеýдинск. Почему бы и не поспать ещё одну ночь на кровати? Подобные задержки рейса предусмотрены программой: в окрестностях города много красивейших мест.
На 3-й день, узнав, что погода вновь нелётная и небо закрыто, грузимся в комфортабельный «Урал» и отправляемся смотреть Уковский водопад – шестикаскадное впадение реки Ук в реку Уду.


Вот он, красавец! Напрягает, разве что, маниакальное стремление моих современников наскально увековечить имялюбимоесвоё. Первобытные попытки изобразить олень-солнце смотрятся в разы милее. Еле находится «чистый» ракурс для фото.

 


Под ногами  – река Уда


А вот и тот самый «Урал»

Час-другой на прогулку до водопада, обед, заботливо приготовленный для нас на костре, — время проходит незаметно.
Чем чаще (а к счастью, всё чаще) я оказываюсь в подобных местах, тем искреннее не понимаю: ЗАЧЕМ ехать за границу, когда дома ТАКОЕ?

4-й день пути, шикарно небо, так бы и взлетели – да воскресенье на календаре, выходной всея Нижнеýдинск. Продолжаем знакомиться с окрестностями, ведь смотреть – не пересмотреть. А тем, кто любит рыбачить – не перерыбачить.

Через 3 дня пребывания в Нижнеýдинске — городе, пропитанном чувством ожидания, — долгожданный вылет в Алыгджéр. Борт дали! Даже целых 3 дали (т.к. положено 3 рейса в неделю отлетать), заждавшихся собралось много. Первый рейс в 10 утра. Мы почти уверились, что не улетим на нём, т.к. первые в очереди – дети-интернатовцы, которых надо возвращать к учебному году. Сидим себе в номере, завтракаем не спеша. Но команда капитана: «десятиминутная готовность!» и мы уже мчим в аэропорт и угораем на тему того, что сейчас было бы эпично опоздать на рейс после стольких дней ожидания.

Погрузка на рейс — это отдельная местечковая песня. Залетая в здание аэровокзала, вы столкнётесь с самым жизненным клиентским сервисом, Аэрофлоту и не снилось (и вообще перестанете после этого ругать любую крупную авиакомпанию).

Сначала на вас польётся почти мат от тётеньки, которая отвечает за, я так и не поняла, что, но, судя по ору, за что-то ответственна: «где вы шлялись, сказали же – в 10 рейс, сейчас из-за вас вообще борт снимут, мне уже попало».

Взвешиваем багаж:
— всё кладите!
— так некуда!
— «кладите» я сказала, что стоите!
— да не влезет!
— так снимайте и другие кладите!
Вот в этот момент очень чётко становится понятно, что лучше забыть о привычных Шереметьево и Домодедово, и вообще не спорить/не пищать, ибо реально без борта можете остаться.


Те самые многострадальные аэропортовые весы

Далее идём через рамки, тут всё гуманнее.
Пищать можно:
— что у вас железное?
— посуда.
— у всех посуда?
— ну а как мы без неё?
— проходите.

Каждый привязывает себе на багаж картонную бирку на бечёвке (я люблю так оформлять подарки, типа, необычно и стильно; а тут жизненно).


Бирка старше меня, по-моему


На выходе на поле уже стоит грузовик ака погрузчик, закидываем вещи. Грузовик уезжает вперёд, а мы бодро идём за ним к вертолёту. Отмечу, что почти все этапы делают сами пассажиры: кто с кузова помогает загружать/разгружать, далее по цепочке укладывают в вертолёт


Погрузка на борт осуществляется с хвоста. Сначала грузим багаж до Алыгджéра, затем до Нерхи́, т.к. им раньше на выход. Дабы не перепутать, внимательно смотрим хендмэйд надписи, заботливо нанесённые ручкой на каждой коробке/пакете/сумке.
В Тофаларии всего 3 крупных населённых пункта: Алыгджéр, Нерхá и Верхняя Гутáра


А вот и посылки. В следующий раз, когда решите привычно заворчать на почту России, подумайте, вдруг ваша посылка застряла где-то в Нижнеýдинске и терпеливо ждёт, пока откроют небо, дабы быть заботливо погруженной на борт самыми что ни на есть человеческими руками

До Алыгджéра час. Теперь я знаю, что в воздухе антицеллюлитная дорога. Самое впечатляющее, пожалуй, посадка вертолёта. В этот момент не забудьте расслабить челюсть и постучать зубами, как в детстве на дребезжащей дороге. Необязательно, но веселее же.

Первая остановка — Нерхá.
— вы выходите?
— нет, я на следующей.
Дружно выгружаем вещи и почту по адресу; загружаем новый багаж, пассажиров и кур.
Почти забываем одного из членов команды, уже даже дверь закрыли. Запоминаем очередной лайфхак: ласт колла не будет!


А теперь и с курицами (вот же они — в коробке)


Аэропорт в Нерхе


И виды с высоты птичьего полёта

Оказавшись в Алыгджере, вы никуда не перенесётесь. Потому что в таком месте и времени вы никогда не были.
Точно могу сказать: для писателей — это рай.

Если из Нижнеудинска мы вылетали в термухе, пуховках и ветровках, то Алыгджер встретил солнцем под футболку.
Случайно сюда никто не попадает, и мы знали, куда направляемся, но всё равно удивительно в таком, территориально буквально богами забытом месте, обнаружить крепкие дома, обустроенные участки, а главное — гостевой дом с баней (http://тофаларская-усадьба.рф/). Гостевой дом — это общее помещение с кухней и 4-мя комнатами на двух человек. Есть отдельно стоящий домик-комната с печкой ещё на 2 койка-места. И всё это в окружении леса и гор.
Звуки Алыгджера типично деревенские: лай собак да мычание коров.


Выгрузка пассажиров в Алыгджере


Аэропорт Алыгджер


Так и жили


Комната для девочек

Обед по расписанию: путешествуя с Байкаликой, вы никогда не будете голодными. Потому что еды всегда много и всегда вкусно (ну, разве кто кашу на завтрак есть откажется). Девушкам, следящим за весом, рекомендую заранее подсбросить, чтобы в походе не отказывать себе ни в рассольнике из изюбря, ни в макаронах с котлетами из него же, ни в домашней булке с кабачковой икрой, ни в маринованной капусте с брусникой, ни в соленьях и домашнем печенье с малиновым вареньем. И легендарном райском самогоне, конечно же. Это только один обед. И отказываться от такого — извращение. Нет, мы не готовили сами; нас заботливо встретили в гостевом доме.

Посещение Этнокультурного центра, где нам совсем немного рассказали про историю края. К моему сожалению, все в отпусках, поэтому информации удалось узнать совсем немного. Зато здесь продаются чудесные, сделанные детьми, тофаларские обереги и куклы. Кому надо – тот найдёт, и материал про коренной народ я таки собрала. Ждите, когда-нибудь будет.

Бодрая (или каждый в своём темпе) прогулка до водопада (назовём его Алыгджерским). Сначала тропка бежит вдоль реки, виды живописнейшие: с одной стороны искрится на солнце вода и возвышается жёлтый, местами ещё зелёный, лес. С другой стороны тёмно-серые горы с рододендроном, барбарисом и дикой смородиной. Затем дорога забирает в лес, где много-много молодого кедра. Ну а далее вверх по камушкам. Тропа — так сказать, почувствуй себя горным козлом. Но би кэрэфул: камни местами очень скользкие. А на самом верху можно постоять в облаке мелких капель. Особо желающие купаются под струёй ледяной воды. И да, кстати, вода чистейшая и вкусная.
А кто не хочет идти на водопад, велкам на рыбалку.

Не представляйте, смотрите фото:

По возвращению готовим бухлёр из изюбря прямо на берегу реки. Ну, как готовим: наблюдаем и едим. Ставим чум, в котором раньше жили тофалары. Правда, в нашем чуме тофалары бы не выжили, да и вообще на порог отказались зайти. Но вы съездите и сами постройте.

И можно покататься на лошадях. А можно просто рядом постоять.
Вечером баня: женский и мужской день.
Вода прямо из скважины, опять-таки — чистейшая и вкусная.

Ну а следующие 7 дней похода – 150-километровый сплав по реке Уда. Тут я вкратце.
Недельный день сурка – проснулись, позавтракали, собрали лагерь, погрузились, прошли часа 2 по воде, обед, прошли ещё несколько часов по воде, причалились, поставили лагерь, ужин, костёр, песни, спать. Лучший день сурка из возможных, по-моему.

Рафтинг спокойный. Шиверы местами бодренькие, пороги динамичные, но несложные. «Миллионник» проскочили на скорости и очень ровно. В такие моменты хочется повторить.
Река неторопливая, рыбаки рыбачат, остальные ничем не заняты.

С погодой повезло. Местами пасмурно, в целом солнце. Спать – дубак, с утра на палатке иней, а в обед раздеваться. По всему маршруту не было дождя, за исключением последнего дня, когда оставалось пройти 1,5 часа по воде до места, где всё тот же комфортабельный «Урал» забирал нас в цивилизацию.

Медведей не встретили, хотя, говорят, в тех краях их много.


Собираем наш плавучий дом на ближайшую неделю. Видите мешки весёлой оранжевой расцветки? Это гермы (или драйбеги, по-сибирски), в которые упаковываются все вещи, чтобы не намокло. А канистры видите? Ну, посмотрите внимательнее. Здесь еда, заботливо разложенная и подписанная в хронологическом порядке на каждый день

А вот так кормит Байкалика:


Сагудай из 2-х килограммового ленка


Хариус и ленок на гриле


Стейки из изюбря, маринованного в бруснике

Тофаларской природы вам, дикой, молчаливой и неторопливой:


Вечера у костра, тёплый живительный огонь, который не оставляет равнодушным (или мне везёт с окружением). 

А в завершение, тачпад айфона перестал распознавать отпечатки пальцев, потому что они стёрлись о вёсла.

ПОХОДНЫЙ АППЕНДИКС НА ТЕМУ.

Лень соображать отдельным постом, меня итак будут ругать гуру, что текст слишком большой получился. А я всё равно не буду сокращать, отстаньте!

Что хочу добавить? Почему я за весь подобный кипиш. Ведь самый частый вопрос, который я слышала: «ну а что женщины забыли в походе?».

Вообще, походы — это мероприятие, к которому надо быть готовым, прежде всего, с моральной точки зрения; а там и физически. Особенно по диким, не тронутым цивилизацией местам, ведь есть только вы и природа. Забывать об этом нельзя. Тем не менее, я бы так же выделила, что всем походникам отчасти присущи небезызвестные «слабоумие и отвага».

Водные походы люблю – вещи тащить не надо. Но имейте в виду, что рафт – ограниченное пространство; с одной стороны, катастрофа для интровертов, с другой — их же счастье: молчаливое созерцание природы и себя. И один из лучших тимбилдингов. Хотя бы раз очутитесь в компании с людьми, о жизни которых ничего не знаете, но на несколько дней это и неважно.

Ниже советы для девочек, как поймать дзен приспособленности к походным условиям (почему-то считается, что именно женщины с трудом переносят жизнь в палатках).
• Если прогноз погоды обещает холод. Смиритесь заранее, настройтесь, что будет холодно. Внушите себе, что согреетесь вечером у костра. И да пребудет с вами дзен.
• Если прогноз погоды обещает дожди. Смиритесь заранее, настройтесь, что промокнете. Как промокнете, так и высохнете со временем. Мотайте остатки силы воли на внутренний кулак. И да пребудет с вами дзен.
• Как спать в палатке в холод: залезаете в палатку, заворачиваетесь в спальник и то тёплое, что/кто есть с вами, и спите. И да пребудет с вами дзен.
• Ночью бессмысленно идти писать далее полуметра от палатки. Страшно и тайга кругом, глаз выколи.
• Лайфхак этого похода: 2 женщины и 7 мужчин – идеально! Если надо вытащить рафт на берег – есть мужчины. Если надо перетаскивать вещи – есть мужчины. И на руках носить будут, и хариуса сырого почистят тебе.

А если серьёзно, то походы стирают временные границы. Каждый день длится в своём режиме. Таком, что на третий день теряется, будто мы тут уже то ли неделю, то ли месяц. На природе нет срочных дел, нет привычной кутерьмы. Нет вообще ничего, кроме первичных потребностей: поесть, поспать в тепле и сухости. Своего рода медитация: в голове нет ни одной мысли. Понимаешь, насколько мало тебе на самом деле нужно. Переосмысливаешь какие-то моменты.

В заключение немного любимой мною недоэзотерики. В прошлом году на фестивале «Моя планета» в Музеоне я слушала, как Дмитрий Алёшкин с горящими глазами рассказывает о походе по Восточным Саянам и о том, какого это, быть в местах, где не ступала нога человека, встречать медведя в тайге и прочую живность. Я тогда подумала, что когда-нибудь обязательно надо побывать в этих краях. Но подобная поездка не входила в планы на ближайший год. Однако вышло так, что ни одно из запланированных на этот год путешествий не состоялось. Зато Восточные Саяны быстро трансформировались в реальность.

И если вам тоже захотелось поехать, то, напоминаю, тыц сюда: http://www.baikalika.ru/tours/summer/tofolariya/

3 комментария

  1. Можно мнение?)
    Конечно, в любом случае, написано легко и талантливо. Но под конец как-то суетно, когда пошли дни сурка… лично я настроилась читать дальше, а со стиля рассказчика, свернули на стиль …. статьи в фэйсбуке, ощущение, что пошла суета-угодить читателю. Не надо) достаточно красноречивой, не скомкано и не сухо!
    И мне не хватает типажей людей) но это чисто моё.
    Ты-умничка!

  2. А хорошо) Поулыбался, узнал нового, взгляд на вещи со стороны девочек это вообще вишенка на торте)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *